Анализ идейно художественного своеобразия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»

Предмет «футлярного человека» считается сквозной в творчестве А. П. Чехова. Фельетонист выступал против казенщины, бездушности, правильности, серости, скуки, страха, которые омертвляют человеческую душу и губят творческое возникновение. Как писал о его творчестве М. Горький, «его врагом была стертость, он всю жизнь боролся с ней. Никто прежде него не умел так беспощадно, правдиво изобразить людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины». Как никогда яркую картину казенщины Чехов показан в рассказе «Человек в футляре». В своей традиционно отдаленно комической форме он рассказывает о судьбе некоего Беликова, учителя греческого языка. Отражение Беликова — воплощение казенщины, в нем нет ничего человеческого, живого, возлюбленный полностью отгораживается от всех людей, показывает сие всем своим видом и поведением: «он был замечателен тем, почему всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и волей-неволей в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и время в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный решалка, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике: и рыло, казалось, тоже было в чехле, так как возлюбленный все время прятал его в поднятый воротник. Дьявол носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой». Возлюбленный избегал всякого контакта с людьми, даже удивительно, вроде он мог работать учителем, ведь эта занятие предполагает ежедневное общение со студентами. А не нравилась ему окружающая конкретность потому, что Беликов боялся ее непредсказуемого воздействия получи и распишись него, поэтому «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое мечта окружить себя оболочкой, создать себе, так взговорить, футляр, который уединил бы его, защитил бы ото внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, к того, чтобы оправдать эту свою робость, свое предупреждение к настоящему, он всегда хвалил прошлое». Здесь Беликов напоминает ми почему-то премудрого пескаря из сказки Мамина-Сибиряка. Гнездиться по строгим правилам для него легче, нежели жить по-настоящему. Даже свадьбы он побаивался и планировал ее с максимальной строгостью. «Даже задом наперед, решение жениться подействовало на него как-так болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в единоличный футляр». И все вроде бы ничего, но Беликов навязывает во всех отношениях эту правильность и осторожность всем окружающим, он угнетает людей, непрерывно ноет и запугивает: «наши учителя народ все прикидывающий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, чай же этот, человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию аж пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь остров! Наши дамы по субботам домашних спектаклей безвыгодный устраивали, боялись, как бы он не узнал; и иерей стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты». Желательно бы радоваться, что Беликов не совсем безнадежен и горазд на какие-то чувства, когда к он начинает поддерживать отношения с Варварой, но настораживают его слова о долге: «Варвара Саввишна ми нравится, — говорил он мне со слабой неправедный улыбочкой, — и я знаю, жениться необходимо каждому человеку…», т. е. дьявол обязан, так положено в обществе, и он как пробный гражданин имеет своим долгом жениться. Радует в таком случае, что есть в мире люди, независимые от «футляра», инда не терпящие его, по-настоящему свободные и принесшие сие ощущение с собой. В рассказе ими являются приезжие с Украины черноризец и сестра, оказавшиеся полной противоположностью Беликову и не признающие подобного явления: «Эх, господа, точно вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Возможно ли вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас безлюдный (=малолюдный) храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как бы в полицейской будке». По завершении истории получилось, зачем они как воплощение свободомыслия, свободы выражения чувств и жизнелюбия стали причиной смерти «человека в футляре». Эпизод падения Беликова (в буквальном смысле!) просто подорвала его здоровьице, большей частью психологическое. «Лучше I бы, кажется, разобрать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем; все-таки теперь узнает весь город, І дойдет до директора, попечителя, — ахти, как бы чего не вышло! — нарисуют новую карикатуру, и кончится хана это тем, что прикажут подать в отставку…» Ситуацию усугубил оный факт, что непомерное К унижение учителя греческого языка видела тетка, на которой он собирался жениться, и особенно ее усмешка: «этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё-таки: и сватовство, и земное существование Беликова». Наисильнейший позор в виде спуска с лестницы дьявол не смог
пережить: ведь он на самом деле был безумно ранимым, слабым, трусливым, поэтому… Беликов умер. Так, судя по описанию выражения лица, можно побеспокоиться, что всю жизнь он ждал именно сего [ момента: «Теперь, когда он лежал в гробу, воплощение у него было кроткое, приятное, даже веселое, ровным счетом он был рад, что наконец его положили в чехол, из которого он уже никогда не выйдет. Ещё бы, он достиг своего идеала!» Так смерть примирила с реальностью. Ажно «как бы в честь его во время погребение в была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами»… А плакали ли аппарат о нем? Нет, скорее радовались избавлению. Но мало не покажется ли изменилась жизнь после смерти этого учителя греческого языка? В отлучке, «прошло не больше недели, и жизнь потекла объединение-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, практика, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная насквозь, не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а (в еще таких человеков в футляре осталось, сколько их до сей поры будет!» Я считаю, что этот рассказ актуален в любую эпоху. Тем не менее людей, подобных Беликову, на самом деле (целый) короб, и они всегда были, есть и будут. Обычно такие слуги боятся в корне менять свой образ жизни, и оттого, даже когда человек понимает, что он одинок и несчастен с этого, не предпринимает К попыток изменить свое место, потому как одиночество имеет свойство становиться привычкой, являясь признаком эгоизма. Сие действительно страшно. А ведь каждому хочется (даже одиноким идеже-то глубоко внутри) чувствовать, что жизнь прожита мало-: неграмотный зря, что есть люди, которые тебя любят. Так редко находятся те, кто решают помочь одиноким выходить из «футляра», дать им сил и смелости видоизмениться. Популярные произведения

Статистика Всего делов произведений — 2141 Всего сочинений — 23707 Последнее плод трудов добавлено: 17:19 / 07.02.14 загрузка… var RNum = Math. floor(Math. random()10000); document. write(‘<'+'/scr'+'ipt>‘);

SochBox.com — школьные сочинения по литературе 2004-2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>