АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ — Сочинение по произведению Л. Н. Толстого «Война и мир»

Анна Ахматова писала: “Вы делаете ошибку, Противопоставляя Толстого Достоевскому. Неверно. Они как самые высокие башни одного И того же величественного здания, вершины. В Них лучшее, что есть в русском духе”.

Тем не Менее их оба главных героя: Родион Раскольников, главный герой “Преступления И наказания”, и князь Андрей, один из Главных героев “Войны и мира”, — не Столько похожи, сколько различаются между Собой. Различия эти просматриваются, Начиная с социального положения, с их Окружения и заканчивая жизненным путем и их Духовными исканиями. Раскольников, Бедный студент, ведет полунищенское Существование.

Его семья также очень бедна И не в состоянии помогать ему. Его Образование не закончено, но не только из-за Нехватки средств. Он мог бы найти деньги, Подрабатывая уроками, как это делает его Товарищ Разумихин. Что же заставляет его Сидеть в своей комнате, “похожей на гроб”, Целыми днями?

Что мешает ему жить как все, Изыскивать средства, решать свои проблемы, Устраивать свою жизнь? Заметим, что уже в Самом начале романа, в портрете, дан намек На ответ на этот вопрос. Одежда Раскольникова, похожая на рубище, и Шляпа, Которая выглядит как символ тернового Венца, позволяют увидеть эту отрешенность и Провести аналогию с Христом. Причина этой Отрешенности кроется в нем самом. Он Отрешен от окружающего мира добровольно.

Проблема, мучающая его, отделяет его от Остального мира, от остальных людей. В такой Же духовной изоляции находится и князь Андрей. Почему? В отличие от Раскольникова, Он прекрасно образован, наследник родового Имения, сын екатерининского генерала, то Есть (в начале романа) — молодой человек, Подающий большие надежды. Он вращается в Высшем обществе и не должен заботиться, Казалось бы, ни о чем. На первый взгляд Раскольников и Болконский — совершенно Разные люди, но тем не менее князь Андрей Тоже “чужой” в светских гостиных.

Из этой Жизни он бежит в армию и говорит Пьеру: “Я Иду потому, что эта жизнь, которую я веду Здесь, эта жизнь — не по мне!” Итак, мы Видим, что Раскольников и Болконский, Настолько разные по своему социальному Положению, одинаковы в своем духовном Состоянии, — они одиноки. Но, анализируя их Психологическое состояние, мы приходим к Выводу, что если Раскольников испытывает Апогей своих мучений, которые длятся всего Несколько дней (как и все время действия Романа), бредит своей идеей и буквально, во Время болезни, и в переносном смысле, то Князь Андрей находится лишь в начале своих Исканий, даже еще не задумываясь над ними, а Лишь бессознательно ощущая потребность Перемены. Эта потребность заставляет его Покинуть салоны и отправиться в Действующую армию, чтобы уже там пройти Некоторые этапы сложных душевных исканий. В Кампании 1805—1807 годов князь Андрей Переживает еще один важный момент — это Наполеонизм и отношение к славе, способы ее Достижения. До Аустерлица князь Андрей Мыслит себя чем-то вроде Мессии — он спасет Людей, он совершит подвиг.

Эта идея Подкрепляется его верой в избранность Наполеона. Культ Наполеона в то время был Очень популярен в Европе, обыкновенный Капрал превращается в императора — это Потрясло людские умы. Культ основан в Большей степени на честолюбии, и это, Безусловно, присутствует и у князя Андрея. Но им движет не только честолюбие. Здесь Просматриваются зачатки его главной идеи — Всеобщего единения и любви.

Он таки Становится “нашим князем”, но уже Разочаровавшись в “маленьком капрале” и Развенчав культ Наполеона. Подвиг Тушина Открывает ему глаза — слава не всегда Выбирает достойных ее. Развенчание Наполеона происходит в Аустерлицком Сражении, когда тяжело раненный князь Андрей сравнивает все происходящее со Спокойствием вечного неба. И именно в этот Момент, когда жизнь могла бы покинуть его, Он на мгновение соединяется с небом, с Природой, но этого мгновения ему достаточно Для того, чтобы понять Всю низменность происходящего. Наполеон, Который в это время проезжает мимо лежащего Князя Андрея, кажется ему ничтожным.

"В Этой сцене Толстой дает нам намек на Последующую смерть князя Андрея, где это Мгновение слияния и единения с небом, всем Миром превратится в вечность. Раскольников Также увлекается наполеонизмом и так же, Как и поначалу князь Андрей, видит в Наполеоне некоторое воплощение своих идей И теорий. Но сходство это поверхностно, и в Глубине имеются существенные различия. Раскольников строит свою теорию “людей, Власть имеющих, и тварей дрожащих”, Опираясь на расчетливого Наполеона, такого Же теоретика людских судеб.

Герой Достоевского уподобляется ему, и Раскольникову кажется, что его будущее Преступление — это и есть проверка этой Теории. Пока он строит теорию, сама живая Жизнь дает ему материалы и мотивы этого Преступления. Сцена из жизни нищего и Развратного Петербурга, второго Вавилона, Где “семилетний развратен и вор”, дают ему Повод усомниться в моральности человека, и Он решается на преступление ради выяснения Наличия морали в природе человека.

Но пока Это бессознательно и незаметно зреет в нем, Он упоен своим вопросом, кто же он — “тварь Дрожащая” или “право имеет”. Но Освободиться от наполеонизма и осознать Проблему, которая его истинно мучила, Раскольников (в отличие от князя Андрея) Смог не вдруг, только через годы каторги. Лишь там он понимает, что любой человек, Совершив убийство, убивает в себе Бога.

“Я Не старуху убил, я себя убил. Так-таки и Ухлопал себя навеки”, — говорит Раскольников. Понимание этого и есть Результат морального воскресения Раскольникова. Итак, рассмотрев различие в Вопросе наполеонизма и обнаружив, что князь Андрей отказывается от наполеонизма уже В самом Начале, мы видим, что это их увлечение не Заключает главных проблем ни князя Андрея, Ни Раскольникова.

Оно явственно указывает На то, что роль Мессии ими в конце концов Будет исполнена — но в другом, более Глобальном масштабе. На поверхности лежит (да И сам Раскольников мыслит именно таким Образом), что его мессианство состоит в том, Чтобы освободить людей от лживых Предрассудков и указать им путь “возвышения”. Люди аморальны по своей природе, считает Раскольников, и лишь земное наказание, Тюрьма, суд удерживают их от преступления Через “формалистские” христианские Заповеди. Все люди лгут, изображая Добродетель, и Раскольников якобы Предлагает им путь освобождения от этой лжи. Заблуждается и князь Андрей, который Вначале видит свое мессианство В том, что, Занимая высокий пост (будь то должность в Армии или гражданская), он поможет людям Изменить мир. Для этого он, разочаровавшись В военной карьере, целиком отдает себя Реформам Сперанского.

Но и здесь его Постигает разочарование — он осознает, что Реформы и живая жизнь несовместимы. Представляя себя на месте старосты Дрона (а Князь Андрей прекрасно умел это делать — то Есть представить себя на месте любого Человека, понять его с полувзгляда; это Качество, которым наделяет его Толстой, Есть еще одно указание на его избранность), Ощущая себя Дроном, он понимает, что эти Реформы для крестьян бессмысленны и живую Жизнь нельзя уложить в реформы. Мы видим, Что его мессианство не в службе людям, он Открывает нечто новое. Наконец и Раскольников, и князь Андрей приходят к Настоящим проблемам.

Именно здесь их опыт Становится ценен для всего человечества, но Он достигается лишь в итоге испытания Смертью. И Толстой, и Достоевский ставят Своих героев в такое положение, когда иной Выход, решение невозможно. Совершив Убийство старухи и Лизаветы, Раскольников Понимает, что не теорию он свою проверял, а Проверял самое главное, то, к чему осознанно И мастерски вел его Достоевский на Протяжении всего романа, — наличие у Человека внутреннего нравственного закона И судьи — совести, то есть присутствие в нем Бога, “идеала Мадонны”, а не “идеала Содомского”. Итак, мы видим, что проблема Эта не социальная или психологическая, а Нравственная и вечная.

Проблемы Смысла жизни, проблемы нравственные мучают И князя Андрея. Итогом его исканий является То, что он понимает, что “настоящая жизнь”, Единение с Богом предполагает любовь ко Всем, ко всему миру. А это есть прощение, то Есть он обязан простить Анатоля и любить не Одну Наташу и своих родных, а всех.

Он стоит Перед выбором: жить так или любить одну Женщину, своих родных и иметь право на Остальные человеческие чувства: ненависть, Ревность. Трагедия состоит в том, что он Понимает, что на земле невозможно Реализовать его мечты единения со всеми. На Земле он не может простить. Перед отъездом в Армию он говорил княжне Марье, что прощать — это “добродетель женщины”. Его идеал Жизни он может реализовать лишь путем Смерти.

Парадокс? По Толстому — нет. Почему? По свидетельству Чехова и К. Леонтьева, Которые, помимо того что были писателями, Были еще и врачами, князь Андрей не мог не Умереть, его раны были слишком серьезны и Неизлечимы в то время. Но Толстой нигде не Говорит прямо о смерти князя Андрея, так как Смерть для Толстого есть только переход в Другую жизнь, то есть новое рождение. Эта Новая жизнь несет в себе слияние с “целым” И “источником всего”, то есть Богом.

Это Итог жизни каждого человека, И цель наша — прожить земную жизнь так, Чтобы совесть не мучила нас при смерти. Итак, мы Видим, что, несмотря на столь разные задачи Обоих героев, они, по сути, решают одни и те Же нравственно-бытийные вопросы, а не Социальные, психологические и тем более Политические. Оба они открывают новые пути Человечеству, помогают задуматься над Новыми вопросами, и заслуга обоих писателей В том, что сши завещали нам видеть и Понимать истинные ценности жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>