Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова — Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, и в нем автор отразил главный конфликт, расколовший русское общество накануне эпохи реформ. Это конфликт между разночинцами-демократами, выступающими за решительное проведение реформ, и либера­лами, предпочитающими путь постепенных преобразова­ний. Сам Тургенев принадлежал ко второму лагерю, но j героем романа он сделал своего идейного противника, разночинца по происхождению и нигилиста по взглядам Ев — гения Базарова. Первая наша встреча с героем происходит 20 мая 1859 года, когда Аркадий Кирсанов, возвращающийся после окончания учебы в родное «дворянское гнездо», привозит с собой своего нового приятеля, Базарова. Фигура База­рова сразу же привлекает наше внимание: в нем чувству­ется внутренняя сила, спокойная уверенность, независи­мость во взглядах, поступках, суждениях. Он, бесспорно, оказал сильное влияние на Аркадия. Тургенев обращает внимание читателя на небрежные манеры Базарова, на его одежду, «балахон с кистями», которую сам герой назы­вает «одежонкой», на его обнаженную красную руку, не знавшую, очевидно, белых перчаток и привыкшую к тру­ду. Автор рисует портрет героя: мы видим его длинное и худое лицо с широким лбом, «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров учился на врача и в следующем году собирался «держать на доктора». Главный предмет интересов Базарова — естественные науки. Он обладал глубокими и широкими познаниями в физике, химии, биологии, медицине. Он, по выражению Аркадия, «все знает». Но, как мы скоро убеждаемся, зна­ния Базарова были несколько односторонними. Герой при­знавал только те науки, которые приносят видимую прак­тическую пользу. Поэтому Базаров преклонялся перед ес­тественными науками и совершенно не признавал философии, искусства. Он говорил: «И что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания, а наука вообще не существует вовсе». Эта ограниченность во взглядах объясняется убеждени­ями Базарова. Он называет себя «нигилистом», то есть че­ловеком, который «не склоняется ни перед какими авто­ритетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров верит только в то, что можно проверить опытом, экспериментом. Он отрицает полезность литературы, жи­вописи, музыки, искусства вообще для человека, ведь они не приносят, как ему кажется, практической пользы. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого по­эта, — утверждает Базаров. — Рафаэль гроша медного не стоит». Герой Тургенева не понимает, что для человека искусство так же важно, как и практические науки. Не­даром существует мудрая русская пословица: «Не хлебом единым жив человек». Эти взгляды Базарова, бесспорно, обедняют его как личность, и мы не можем их принять. В этом плане мне кажется более симпатичным образ Ни­колая Петровича Кирсанова, который умеет тонко чувство­вать и понимать прекрасное: он любит Пушкина, увлеченно играет на виолончели, восхищается красотой русской природы. Базаров же равнодушен к красоте природы, оа смотрит на нее чисто практически. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит он. Но во взглядах Базарова есть и положительные стороны — это отрицание" устаревших понятий и представлений. Прежде всего это относится к его взглядам на дворянство и, в частности, на аристократию. Базаров всегда подчер. кивал свое недворянское происхождение, хотя его мать происходит из обедневших дворян и у его родителей есть даже своя маленькая усадьба и одиннадцать человек кре­постных. Герой гордится своей близостью к народу, он даже представляется по-народному — Евгений Васильев. «Мой дед землю пахал», — заявляет Базаров. Он привык с детства трудиться, учился на «медные деньги», сам себя содержал, не брал у родителей ни копейки. Огромное трудолюбие, работоспособность, настойчивость, сила воли практичность — вот те качества, которыми Базаров может заслуженно гордиться и которые привлекают нас в Базарове. Он постоянно трудится: ставит опыты, «режет ля­гушек», занимается медицинской практикой. Эти занятия Базарова резко контрастируют с «сибаритством» Аркадия и аристократическим ничегонеделанием Павла Петровича, которого Базаров искренне презирает и считает никчем­ным человеком. Но не все поступки Евгения вызывают нашу симпатию. Мы не можем одобрить его чувств к родителям, к кото­рым он относится несколько высокомерно-снисходитель­но и которым невольно причиняет боль. А ведь они так искре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>