Две России в поэме Гоголя «Мертвые души» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В начале работы над поэмой Н. В.Гоголь писал В. А.Жуковскому: «;Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем»;. Так сам Гоголь определил объем своего произведения — вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в «;аду»;- I том «;Мертвых душ»;, затем «;в чистилище»; — II том «;Мертвых душ»; и «;в раю»; — III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков.

Это и есть «;мертвые души»; поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд.

Пообщавшись с ним немного, вы воскликните: «;Черт знает, что такое!»; Его мечтательность — это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика.

Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится «;дубинноголовой»; в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он — лицо открытое, удалое, прямое.

Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева — безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость — это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия — пустая растрата сил в кутежах и дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, «;нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины»;. Собакевич сродни Коробочке.

Он, так же как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем).

Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею «;мертвых душ»; «;прореха на человечестве»; Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин — крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу «;мертвыми душами»;, примыкают и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «;носит всегда с собой какой-то особенный запах»;. Кучер Селифан — не дурак выпить.

Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «;Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»; Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие «;соль земли»;. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси?

Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. «;Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ.

Не дает ответа»;.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>