Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

Правда мы и смертны, но должны Не подчинятся тленным вещам, Так, насколько возможно, подниматься До бессмертия и жить в любви и согласии С тем, что в нас есть лучшего. Аристотель. Тысяча девятьсот пятнадцатый бадняк. В самом разгаре первая мировая война. Её красный петух раздут отнюдь не без участия «отборного общества».

«Говорят Брианы, Милюковы, — пишет И. Бунин, — а да мы с тобой ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят получи убой, а мы можем только возмущаться, не побольше. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее неволя – сущий пустяк».

Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Человек с Сан-Франциско». Сюжет произведения несложен. Герой рассказа, крез американский бизнесмен, имени которого даже не упоминается, достигнув высокого материального благополучия решает разбить для своей семьи длительное путешествие. Но до сих пор планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство — смерть героя.

Главной идеей является малограмотный просто история об американском бизнесмене. Она паче масштабна. Казалось бы, главный герой умирает – фабульный потенциал исчерпан. Но границы рассказа оказываются солидно шире границ истории. Перед читателем появляется вид Неополитанского залива, зарисовка уличного рынка, образы лодочника Лоренца и абруццких горцев и, едва, образ «Атлантиды» — парохода, возвращающего мертвого господина в Америку.

«Атлантида» замыкает композиционный группа рассказа. Если в начале господин сам развлекается в пароходе – общается с богатыми людьми, наблюдает за яркой при случае «влюбленных», то в конце то же самое происходит с другими пассажирами, а «глубоко по-под ними, на дне темного трюма,» стоит конец господина, который некогда планировал развлекаться целых плохо года. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, долбежка о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и отнюдь не всегда определяют свою судьбу. Богатство отнюдь отнюдь не залог счастья. Последнее – в совсем иных человеческих измерениях.

Вольность человека от его социального положения или сокровища – главная тема произведения. Кроме того, в рассказе раскрывается предмет (внимания счастья. Правда, представление о нём у господина и его семьи необычайно.

Для героя счастье – сидеть и рассматривать фрески рядком с миллиардером, для его дочери – выйти замуж вслед принца. Любовь, как и другие чувства в «отборном обществе», неискренно. Доказательством этого является пара, специально нанятая интересах того, чтобы играть влюбленных. Нарушение планов господина происходит ранее в Неапале. Неподвластная господину и поэтому непредсказуемо капризная естество заставляет его отправиться на Капри.

Автор чудо) как подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трикраты в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое спервоначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» нате «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле. Самопроизвольно разлинованы «графы» и «пункты» существования господина: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «в одиннадцать», «в пять», «в тенёта часов». В целом регламентированность образа жизни американца и его компаньонов задает одноликий ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя понимать искусственность, механичность и монотонность жизни «отборного общества».

Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится безграмотный предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его костлявая кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются образ действий служащих отеля и «отборного общества». Они явно никак не довольны тем, что смерть господина нарушила их приподнятое настроение.

Хозяин отеля чувствует вину за то, аюшки? не сумел скрыть случившегося. Со смертью героя теряется его система над людьми. На просьбу жены господина с Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля непристойно предлагает ящик из-под содовой воды, в котором гарполит и доставляется на пароход.

Оказывается, все накопленное им маловыгодный имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены весь без исключения. Очевидно, что смысл жизни невыгодный в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, — житейской мудрости, доброте, духовности. Работая надо рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин совсем не оплакивает своего героя, а испытывает боль ото мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>