«Герой нашего времени» роман о судьбе поколения — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между собой лишь образом главного героя Григория Печорина — русского офицера, который служит на Кавказе. Эти повести писатель объединил в романе “Герой нашего времени”, который увидел свиту 1840 году. Название романа вызвало непонимание, и даже негодование многих читателей: как можно такой аморальный человека, которым есть Григорий Печорин, называть “героем нашего времени”? Разве можно в таком непривлекательном виде показывать свое время?

Лермонтов писал: “Печально я гляжу на наш поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…”. А Александр Герцен об этом же поколении, к которому принадлежал Лермонтов и его герой Печорин, говорил так: “Мы занимаемся всем: музыкантом, философией, любовью, военной искусством, мистицизмом, лишь бы только развлечься, чтобы забыть о большой пустоте”. Два современники практически одинаково характеризуют свое XIX столетие — “темень и пустота”.

Главной проблемой романа Г. Лермонтова “Герой нашего времени” постоянная трагическая судьба поколения после разгрома декабризма, в переходное время, в эпоху отсутствия высоких общественных идеалов, в эпоху “пустоты”. Лермонтов создал в романе типичный образ молодой человека, представителя дворянской молодежи, который страдает от пустоты жизни и от рожденной ею пустоты сердца. В предисловии к роману Г. Лермонтов заявляет о том, что отказывается от романтических россказней и создает реалистический образ Григория Печорина, в котором обобщает типичные черты молодого поколения в свое время, т. е. 30-х годов XIX столетия. “… болезнь определена, а как ЕЕ вылечить — это уже бог знает!

” — так заканчивает автор свое предисловие. И действительно, руководствуясь принципом художественного объективизма, Лермонтов в романе не оценивает своего героя и его поступков, не дает никаких рекомендаций относительно исправления человеческих недостатков. Очевидно, писатель хотел, чтобы читатели самые сделали свой выбор: осудить или понять Григория Печорина, задумались над его судьбой и причинами невозможности быть счастливым; самые определили признака “болезни” поколение и посудили относительно возможного Ее “лечение”. Это те основные вопросы, ответа на которые мы будем искать на протяжении нескольких уроков, знакомясь с романом Г. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Мы увидели, насколько противоречивым есть Григорий Печорин. Нам тяжело объяснить мотивы его поступков, личность его кажется очень загадочной. Возможно, это потому, что читатели впервые знакомятся с героем со слов Максима Максимовича. Они не могут наблюдать за внутренним психологическим образом героя, его мыслями, переживаниями. Отсюда и множество вопросов, которые хочется поставить Печорину.

Фамилия Печорин происходит от названия северной реки Печоры. Эта река находится неподалеку другой реки — Онеги. Как вы думаете, случайно ли Лермонтов дал своему герою такая фамилия? Что вы увидели общего в образах Печорина и Онегина?

Чем они отличаются? Онегин имел больше возможностей для самореализации. Мы помним, как для крестьян “яро он барщины старинной оброком легким заменил”, знаем о его “мечтам невольную преданность”, о беседах с Пушкиным на, возможно, политические темы на березе Невы, Да и финал произведения Пушкина остался открытым: можем вообразить, что Онегин найдет свое назначение в служении людям и выйдет с декабристами на Сенатскую площадь. В главе “Бела” читатели знакомятся с Печориным из рассказа штабс-капитана.

Автор также впервые слышит о Григории Печорина от Максима Максимовича: … по рассказу штабс-капитана, я составил себя в нем не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. Лермонтов выстроило свое произведение таким образом, что Печорин и его история последовательно возникают перед читателем будто с трех точек зрения из рассказов трех человек: Максима Максимовича, с которым Печорин год служил в крепости; автора, который случайно встретился с героем в дороге; то самого героя, который, как оказывается, записывал в дневнике описание событий из своей жизни, собственные мысли, переживание. Автору важно было показать Печорина при разных обстоятельствах в отношениях с разными людьми. В повести “Бела” Печорин проходит испытание любовью к простой девушке.

В повести “Максим Максимович” — испытание дружбою. Который же он — герой, который становится причиной страданий тех, кто его любит? Понять неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет три последние повести романа.

Герой пишет о себе искренне и бесстрашно. Он не боится выставлять напоказ свои слабости и недостатка. В предисловии автор отмечает, что “история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа”.

Итак, начиная из повести “Тамань”, читатель имеет возможность заглянуть в душу Печорина, чтобы попробовать найти объяснение поступкам и поведению героя. Повесть “Тамань” считается одной из наиболее романтических и лирических, история, которая случилась с героем в городке Тамань, пронизанная загадочностью и таинственностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>