Гюго юноша драматург и новатор — сочинение по творчеству В. Гюго

1876 год. Уже пять лет прошло с тех пор, как улицы Парижа обагрились кровью коммунаров. В Версале идет заседание сената. На трибуну поднимается седобородый человек, весь в черном, с белой, как снег, головой. Высокий лоб изборожден морщинами. Это следы изгнаний, тревог, размышлений, борьбы.

Он всматривается в каменные лица сенаторов, поднимает руку, и в напряженной тишине зала раздается его голос: он требует амнистии коммунарам. Этот человек — Виктор Гюго. Гюго-юноша, драматург-новатор, вождь романтического движения во Франции; Гюго-романист, автор «Отверженных» и «Девяносто третьего года», Гюго-трибун, борец за мир, за республику, за амнистию коммунарам. Виктор Гюго родился в 1802 г. в семье воина наполеоновской армии.

Отец его в годы первой французской буржуазной революции был солдатом в рядах войск республики, потом он дослужился до генеральского чина, уже сражаясь под знаменами Наполеона. В колыбели Виктор Гюго слышал призывную дробь барабана и звуки военных рожков. Семья воина разделяла его походную жизнь, но эта жизнь становилась все труднее и опаснее. Мать Гюго с тремя маленькими сыновьями поселилась в Париже. Лети начали учиться.

В годы наполеоновских войн мальчики с матерью два раза приезжали к отцу,: Один раз — в Италию, другой раз — в 1881 г.- в Испанию. Эта страна, с ее знойным небом, старинными соборами, гробницами героев, гордая Испания, выжженная войной, но не покорившаяся захватчикам-французам, навсегда запомнилась Виктору Гюго. Гул наполеоновских походов и побед разносился в те годы по всему миру. Но не все французы преклонялись перед своим императором.

В Париже то и дело вспыхивали заговоры против Наполеона. Особенно волновался народ Парижа, услышав весть о поражении французской армии в снегах России. Подняли голову роялисты — сторонники низвергнутой династии Бурбонов.

Противницей Наполеона была и мать Гюго, под влиянием которой складывались взгляды юного поэта. Она ненавидела узурпатора Франции, ведущего непрерывные войны, но мечтала не о республике, а о восстановлении монархии, которая, как думала она, принесет истерзанной стране мир и спокойствие. Еще в детстве Виктор Гюго начал сочинять стихи и уже тогда пытался по-своему откликнуться в них на события современности. Одна из ранних его од — отклик, на битву при Ватерлоо, последнюю битву Наполеона. С годами литературное творчество превратилось у Гюго в страсть, в необходимость, в дело всей жизни.

В 1817 г. он одержал первую победу на избранном поприще. Его ода «О пользе наук во всех положениях жизни» была отмечена похвальным отзывом на конкурсе в Академии. Жизненная стезя определилась. Юноша энергичен, одарен, умеет трудиться за десятерых и писать с необычайной быстротой. На пари с товарищами шестнадцатилетний Гюго за две недели написал свою первую повесть «Бюг Жаргаль».

Она не отличается исторической и психологической достоверностью, но написана живо, темпераментно. Значительность ей придает тема — восстание негров Сан Домннго против жестоких белых плантаторов. И молодой автор — на стороне восставших. Он считает себя роялистом, но уже сочувствует угнетенным и мечтает о справедливости. В 1819-1820 гг. Гюго вместе с братьями редактировал журнал «Литературный консерватор».

Он печатал в этом журнале свои оды, элегии, эпиграммы, сатиры и критические статьи под разными псевдонимами. Просуществовав год с небольшим, журнал закрылся, и восемнадцатилетний литератор остался без работы. Пришло трудное время в его жизни.

Мать умерла; отец, не одобрявший его решения стать писателем, отказал в поддержке непокорному сыну. Гюго начинает работать с удвоенной энергией. Скоро выходит в свет роман «Пан Исландец», за ним появляются одно за другим издания «Од», дополняемые все новыми и новыми стихами и все более обширными предисловиями.

Эти предисловия — своеобразные манифесты, в них Гюго излагает свои мысли о задачах поэзии. Горизонты его расширяются, он подхватывает свежие веяния, носящиеся в воздухе, и уже начинает мечтать о преобразовании французской поэзии, скованной стеснительными правилами поэтики XVII в., отгороженной от живого языка и ритмов современности. Споры с кружке друзей Гюго становятся все горячее. Литературные темы переплетаются с политическими. По всему миру в эти годы веют беспокойные и вольные ветры.

Народы Европы не хотят смириться и жить вод гнетом «Священного союза», под игом поработителей. В Италии действуют тайные общества карбонариев, они стремятся освободить страну от австрийского владычества, вернуть Италии вольность. Маленькая Греция восстает против турецкого ига. В 1824 г. в рядах греческих повстанцев сражается великий английский аоэт Байрон.

Его смерть в Миссолонгах потрясает всю Европу. Из России несутся вести о восстании декабристов. И во Франции все усиливается брожение умов.

Возникают заговоры. Появляются французские общества карбонариев. Парижане читают обличительные памфлеты, звучат песенки Беранже. Виктор Гюго прислушивается к голосам жизни.

В нем выражался протест против действительности реставрированной монархии и против обветшавших литературных форм. Недоделанные революции, несбывшиеся надежды, скованное цепями прошлого искусство. Протест нарастал со всех сторон.

К романтическому движению в начале 20-х годов примыкали писатели, различные по убеждениям и творческому складу. Поэтизация прошлого своеобразно переплеталась у романтиков с мечтой об обновлении мира; безудержная фантастика шла рука об руку с желанием приблизиться к жизни. Стремление к современности и объединило передовые силы литературного движения. Гюго стал во главе прогрессивного крыла французских романтиков.

Пришла пора создать искусство, соответствующее новому веку, а не перепевать на все лады каноны прошлого — таково было убеждение прогрессивных романтиков, таково было требование самой жизни. Больше терпеть нельзя. На сценах французских театров идут жалкие, обескровленные пьесы, герои их говорят и чувствуют, любят и умирают по правилам устаревшей поэтики.

Напудренные парики скрывают живой облик современника. «Долой парики!», «Долой окостеневшие правила!

». «Литература должна заговорить языком жизни! ». Этот клич прогрессивного романтизма во всю ширь прозвучал в предисловии к пьесе Гюго «Кромвель». Сама пьеса, в которой автор хотел дать образец нового искусства,, получилась слишком длинной, пьесой для чтения, а не для театра. Но предисловие к «Кромвелю» прозвучало как сигнал к борьбе, как набат, и стало манифестом романтического движения. В предисловии к «Кромвелю» Гюго бросает широкий взгляд на историю человечества и пытается установить связь литературы с развитием общества.

Гением литературы нового времени он провозглашает Шекспира, ведущим жанром — драму, а главные эстетические принципы нового искусства видит в выявлении контрастных начал в жизни и душе человека. Отсюда вытекает громадное значение приема контрастов в литературе — сопоставления великого и смешного, возвышенного и низменного, прекрасного и чудовищного. Особую роль в новом искусстве Гюго придаёт гротеску — сгущенному, рельефному изображению чудовищного и смешного. «Гротеск вносит в трагедию то смех, то ужас»,- пишет Гюго. Как примеры гротеска в литературе он приводит образы злодеев и нравственных уродов из драм и комедий Шекспира и Мольера: образы Яго и Тартюфа, Гарпагона и Фальстафа.

Уродливое в жизни, утверждает поэт, может стать прекрасным в искусстве. Гротеск оттеняет и подчеркивает идеальное и возвышенное, помогая выявить истину. Гюго решительно призывает к освобождению современной драмы от устарелых правил единства времени и места: «Искусственно ограничивать действие драмы двадцатью четырьмя часами столь же нелепо, как и ограничивать его прихожей»,- заявляет поэт.

Он требует реформы литературного языка: «Язык не останавливается в развитии. Человеческий гений всегда движется вперед, а вместе с ним изменяется и язык. Французский язык девятнадцатого века не может оставаться французским языком восемнадцатого века». Заповедями нового искусства называла предисловие к «’Кромвелю» романтическая молодежь, группировавшаяся вокруг Гюго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>