Композиция и сюжет романа — Сочинение по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Дукс крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя Салтыкова-Щедринка. В конце 70-х годов писатель подошел в своем творчестве к решению темы, вслед которую он мог взяться, только накопив обязательный жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, не присаживаясь на твердых революционно-демократических позициях. Герой задуманного им произведения необходимо был олицетворять собой все пороки и язвы крепостнического общества. Сие человек, наполненный прахом саморазрушения.

Автор уже обращался к этой теме в сатирической хронике Благонамеренные речи, так более глубокое развитие она получила в романе Господа Голов левы. Клио гибели семейства крепостников Головлевых вначале была до некоторой степени хроники Благонамеренные речи, которая в основном посвящена описанию действительности хищника-мещанин Дерунова. Писатель решил выделить из хроники рассказы о семье Головлевых и создал возьми их основе роман-хронику Господа Головлевы. Строение его была подчинена одной теме краху крепостничества.

Римлянин начинается предчувствием смерти одного из героев (Степана), в рассуждении сего на протяжении повествования перед нами предстает целая потерна умирающих, сходящих со сцены жизни людей. Головлевы сие сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, всегда подстерегающая новую жертву, писал сатирик. Образы Головлевых старшего и младшего поколения яркая фронтиспис пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного получи угнетении. Именно поэтому автор в романе уделяет уважение более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников. Хочу затронуть, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, чего в них воплотились все пороки не только одной семьи, однако и всего общества.

Ярко выписан Иудушка Головлев. Фельетонист сделал его буквально символом всякого паразитизма, человеконенавистничества и реакции. Шабаш компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления безвыездно в романе служит одной цели раскрытию причин гибели строя крепостников. Особенно поражает филиппика Иудушки человеконенавистника и блудослова, сотканная из афоризмов, уменьшительных и ласкательных слов, вздохов, лицемерных обращений к Богу, беспрерывных повторений. Хочу зафиксировать также еще очень важный композиционный момент в романе: создатель сознательно исключил подробности крепостнического быта, воспитания нового поколения крепостников и их счеты с крестьянами.

Мне кажется, писатель сделал это в (видах того, чтобы создать еще более безысходный и невыгодный гармонирующий с живым миром фон, на котором изживают себя крепостники. Живая, светлая сон как бы сама не выпускает их с ограниченного пространства, словно страшную заразную болезнь. Присутствует и ощущается читателем в романе и пуруша самого автора, который всей душой любил убитый горем народ России и боролся за его свободу. Временами пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное цифра сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедринка, то поначалу даже теряешься: такое их совокупность и столь они разнообразны.

Один из самых известных сатирических персонажей Щедринка Иудушка Головлев, главный герой романа «Господа Головлевы». Выйдя в отставку и поселившись в Головлеве, дьявол полностью предался бесконтрольной праздности, имевшей «все внешние фигура усидчивого, непосильного труда». Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения держи жертву.

Иудушка, наметив очередную жертву, начинает кружить вкруг нее и усыплять ее бдительность клейкой патокой словесного гноя. Чего) в речи Иудушки преобладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепетывающие словесные обороты. Возлюбленный почти никогда не говорит: бог, мужик, елей, хлеб. В его устах слова постоянно обретают слащаво-сюсюкающий вид: боженька, мужичок, маслице, хлебец. Выступая в роли кровопивушки, спирт обставляет свои действия злейшего ростовщика так, с целью по форме они выглядели актом христианского благодеяния.

Таким (образом он поступает всегда. Ему нужды нет, точно в святость его поступков никто не верит. С целью него важно, чтобы по форме все обстояло (как) будто положено. Иудушка ограбил собственную мать и выгнал ее изо дома, но проделал все это, соблюдая одна слава самой преданной сыновней почтительности.

В жизни Иудушка (кино. Он постоянно играет в инсценированной им комедии образ, и притом всегда самую подлую. Иудушка религиозен, а и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии.

Спирт знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается через необходимости принимать неугодные ему решения. В Головлево не чаяно — не гад приезжает Петенька, молодой офицер, единственный оставшийся в живых наследник Иудушки. Отец заранее решает: если сын приехал ради деньгами, отказать.

Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, ото которых, как от непробиваемой брони, отскакивают аминь резоны. Не получив от отца помощи, Петенька погибает. При случае при аналогичных обстоятельствах застрелился старший его карапет, Володя, Иудушка отслужил по нему панихиду. Скажем же он поступил и на этот раз. Ни раскаяния, ни угрызений совести: симпатия поступил по закону. Иудушка любит ссылаться получай законы.

Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, его нравственная бык, точнее, основа его безнравственной философии. Конец Иудушки закономерен. Спирт, всю жизнь чтивший церковную обрядность, умирает за исключением. Ant. с покаяния.

В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утречком нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший бездыханное тело. Оказалось, что совесть у Иудушки не начисто отсутствовала, а всего была загнана и позабыта. Но было уже после драки кулаками не машут.

Слишком долго он грешил, чтобы можно было а-то изменить и исправить. Этим завершающим штрихом, свидетельствующим о талантливость автора проникать в самые потаенные глубины человеческой психологии, Салтыков-Щедрин подвел счет мрачной и запутанной истории деградации личности в буржуазном мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>