Описание образа русской женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Сочинение по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил «;великим целям века»;. Его муза — родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.

Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! Образ женщины-труженицы, «;страдалицы, печалицы»;, созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме «;Мороз, Красный нос»;: Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба.

А третья — до гроба рабу подчиняться. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны — героини поэмы «;Кому на Руси жить хорошо»;. Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни.

Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «;счастливой»; женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне «;тип величавой славянки»;, о которой с восторгом писал поэт: В беде не сробеет, — спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.

Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На «;седьмом годку»;, рассказывает Матрена Тимофеевна, «;за бурушкой сама…

в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла»;. Так она «;привыкла»; к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное — это духовное рабство.

Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была. Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой.

Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «;подневолье»;. И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала «;с девичьей холи в ад»;. «;Изнурительная работа»;, «;обиды смертные»;, тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней: Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку: Я клубышком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку Да поздно было звать!.. Рассудок готов помутиться от страшного несчастья.

Но огромная душевная сила Помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «;тело белое»; ее сына, она шлет гневные проклятья: «;Злодеи! Палачи!»; Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: «;Высоко бог, далеко царь…

Нам правды не найти»;. Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в-морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды.

«;Всю ночь я шла, не встретила живой души»;, — рассказывает Матрена Тимофеевна странникам. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «;великую милость»;: Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей.

Она готова им мстить за свои обиды. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! — говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь шутки, дедушка! Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедят! Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну.

Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что Сила народная, Сила могучая Совесть спокойная Правда живучая! Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что «;ключи от счастья женского»;, «;заброшенные и потерянные у бога самого»;, найдутся.

Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на «;широкую и ясную»; дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что «;народу русскому пределы не нужны»;. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц В стихотворении «Тройка» автор предсказывает героине — красавице-крестьянке, заглядевшейся па дорогу в ожидании счастья, — горькую судьбу, типичную для многих женщин той эпохи: «Будет бить тебя муж-привередник / И свекровь в три погибели гнуть…

» Особое месте в творчестве поэта занимает тема женщины-матери. Елена Николаевна Некрасова, образованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании поэта, ей посвящены строки: «О мать моя, подвигнут я тобою: / Во мне спасла живую душу ты!» Образ матери издавна связывался в народнопоэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно благодаря Некрасову в русском литературном и разговорном языке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»: Родина-мать! я душою смирился, Любящим сыном к тебе воротился», а позднее появляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год — уменьшаются силы…

», в поэме «Кому па Руси жить хорошо». Поэт пишет и о многострадальных матерях-крестьянках. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская… », написанном вскоре после реформы 1861 года, поэт описывает типичную картину летней страды: нестерпимый зной, безлесная равнина, палящее солнце; «бедная баба», отгоняя насекомых, выбиваясь из сил, мечется между «полосыньками» — надо и работать, и успокаивать ребенка.

С болью пишет I КВТ о вековечном терпении русской женщины: Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать! С наибольшей полнотой тема судьбы русской женщины-крестьянки раскрыта в некрасовских поэмах «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи) и «Кому на Руси жить хорошо» (образ Матрены Тимофеевны Корчагиной).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>