Особенности повествовательной манеры в романе Фолкнера «Шум и ярость»

Принято сопоставлять с Хемингуэем, но если Хемингуэй – космополит, то Фолкнер всегда оставался американским художником, даже региональным (никогда не уезжал из маленького южного городка). Борьба Севера и Юга 1860-ых гг. за отмену рабства. В менталитете Юга выстраиваются очень сложные отношения к рабству. Все действия происходят в вымышленном графстве, но через него показывается весь Юг. Иллюзию целого мира усиливает то, что сюжеты переплетаются, персонажи сквозные.

Фолкнер – пример усложнённой прозы. Первый период. Яркий модернистский художник.

Претендует на статус основоположника. Второй период. Реалист, продолжает традиции социального аналитизма.

Вершина – трилогия романов (Особняк. …) Приём потока сознания. Традиционное восприятие времени как единственной живой силы. Делает тему времени важнейшей философской проблемой.

Произведения глубоко историчны и глубоко личны одновременно. Человек – результат исторического развития, но человек приравнивается к определённому историческому пласту. С позиции Фолкнера есть ТОЛЬКО настоящее.

Длинные предложения – попытка свести прошлое и будущее в один миг. Художественное мышление сформировалось в первую очередь как романное (хотя сборники рассказов являются классикой новеллистической прозы). «Шум и Ярость» – роман 1929 г. Принёс мировую славу. Носит откровенно экспериментальный характер. Он обнаруживает здесь совершенно новый подход к прозе.

Он изначально лиричен. Название «Шум и ярость» – отрывок цитаты из «Макбета»: Жизнь – это повесть, рассказанная идиотом, и на самом деле есть лишь Шум и Ярость мира. Роман начинается с рассказа идиота.

Композиция виртуозна – состоит из 4 частей. 1. 7 апреля 1928 г. 2. 2 июня 1910 г. 3. 6 апреля 1928 г. 4. 8 апреля 1928 г. Три первые части написаны в форме внутреннего диалога. Реконструируются 3 типа потока сознания.

Четвёртая часть – от лица стороннего наблюдателя = авторская позиция – «путеводитель по всему роману». Жанровая идея – основы семейного романа. Важнейшая тема – крушение одной типичной южной американской семьи, разрушение патриархальных семейных ценностей. Через историю семьи Компсонов – крушение института семьи и брака всего Юга. Каждый из 3 повествователей – мужчина (продолжатель рода!). 1. Бенджамин 2. Квентин 3. Джейсон В первой части главный герой слабоумный, немой.

У него день рождения 7-го апреля, ему «уже тридцать лет, как три года» (Ластер). Эта повествовательная призма чрезвычайно сложна. Сартр: «Память идиота становится окном, через которое открывается воображаемый мир Фолкнера».

Бенджи не способен к логическому анализу, но он наделён интуицией. Хаотический поток сознания идиота становится богатейшим источником для анализа. Бенджи – слепой эгоцентризм невинности. Именно эта «невинность» есть та призма, через которую преломляются характеры, отношения. Бенджи создаёт свой мир, центр которого – Кэдди.

Именно его история костяк всего повествования. Воплощение представления Фолкнера о неразрывности времени – нет прошлого и настоящего. Авторских характеристик нет, только детали.

Вторая часть повествователь Квентин. 2-ое июня – день накануне самоубийства. Старший сын. Он и святой, он и грешник, очень ранимая натура. Центр его монолога – Кэдди. Она – воплощение чести и достоинства, а её падение – катастрофа.

Сюжетный мотив падшей женщины – сквозной («Свет в августе»). Мотив потерянной чести перекрещивается мотивом грязных штанишек из первой части. Третья часть – повествователь Джейсон. Квентин – слабовольный дурак, Бенджи – идиот, Кэдди – шлюха.

Начало монолога резко подчёркивает различие между ним и Квентином («Я рад, что у меня нет совести…»). Он прагматик. Крах в потере места от Герберта, в том, что он не учился, в том, что он жил на деньги Кэдди.

Квентин – единственное будущее семьи, новое поколение – сбегает с деньгами с актёром бродячего цирка. Четвёртая часть. Повествователь – посторонний, он видит то, чего не видят члены семьи. Эта часть – путеводитель, важно: очень полно выстраивается образ дома.

Впервые появляются портретные характеристики. Такая последовательность – субъективно-личностное повествование, жизнь во всей её многоплановости с разных точек зрения повышается уровень объективности. Поиск истины на пересечении разных точек зрения очень важен для литературы 20-го века вообще. В ассоциативной форме показывается падение Старого Юга. Этот роман – первый «том» в истории о гибели Юга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>