Пер Гюнт — характеристика литературного героя — Сочинение по произведению Г. Ибсена «Пер Гюнт»

ПЕР ГЮНТ (норв. Рееr Gynt) — герой драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1866), заимствованный из сборника норвежских народных сказок Асбьернсона. Традиционно П. Г. трактуется как антиромантический герой. В отличие от ибсеновского Бранда, с его «все или ничего», он — «герой компромисса и приспособления». П. Г. — натура художественная, творческая. Ни одно дело не удается ему вполне, но во всякую новую авантюру он вовлекается с детским любопытством: в царстве троллей он согласен, чтобы ему привязали хвост, потом с комичной находчивостью готов «объясняться» с обезьянами на африканском побережье.

Принятый по ошибке за пророка в арабском племени, он пластично соответствует и этой роли. В каирском сумасшедшем доме признает, что готов быть кем угодно: турком, грешником, горным троллем — лишь бы спастись от его обитателей. П. Г. перенимает троллевскую формулу «будь сам собой удовлетворен», и поэтому ему действительно никто не нужен: ни мать, ни невеста Сольвейг, ни искусительница Анитра. П. Г.— мечтатель и сочинитель, часто приписывающий себе поступки, которые ему только пригрезились. В нем обнаруживается архетипическое и типическое одновременно.

Архетипически он плут, трикстер, с чертами героя национальной мифологии Локи. Болтун и враль, он легко завоевывает доверие людей, он способен к общению с троллями. Типически, по определению автора, П. Г.— «норвежский норвежец», наделенный характерными национальными чертами: холодностью, индивидуализмом, замкнутостью. Несмотря на внешнюю общительность, П. Г. совершенно непроницаем внутренне, закрыт для всякого доверительного диалога. Возможно, именно поэтому он так органичен в роли «гражданина мира», всюду легко и естественно уживаясь.

С П. Г. в культуре утверждается миф о герое, идеал которого, пронесенный им через всю жизнь,— «быть самим собой». При этом суть образа во многом определяется тем, что П. Г. сам не знает, каков он. Опыт странствий по миру, взлеты и падения не искореняют в нем детскости. П. Г.— очарованное дитя перед калейдоскопом жизни.

Деревенский враль, болтун-златоуст, которого родная мать способна заслушаться, он оказывается моделью естественного человека, заброшенного в мирскую пучину, из которой он выходит измененным. В отличие от Сольвейг, сохранившей душевную молодость, П. Г. состарился к концу своих странствий, лишился не только молодости, но и радости жизни. Он неузнаваем для всех, кроме Сольвейг, — единственной, кто был способен в юном хвастливом вертопрахе рассмотреть взыскующего, а в усталом старике угадать черты ребенка. Лит.: Nilsen H. J. Peer Gynt — eit anti-romantisk verk. Oslo, 1947; Хейберг Х. Генрик Ибсен.

М., 1975; Адмони В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>