Певец возвышенной любви — сочинение по творчеству А. И. Куприна

«;Любовь же бедной девушки из виноградника и великрго царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна»;. А. И Куприн Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова, Александр Иванович Куприн был настоящим певцом возвышенной любви, подарившим читателям такие повести, как «;Гранатовый браслет»;, «;Олеся»;, «;Суламифь»;. Протест против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «;зоологических проявлений»; инстинктов подвигнул писателя на создание удивительных по красоте произведений. Куприн то отправляется в глубину веков («;Суламифь»;), то забирается в лесную глушь Волынской губернии («;Олеся»;), то заглядывает в каморку отшельника, последнего романтика в жестком и расчетливом мире («;Гранатовый браслет»;). Кто же его герои? Вот мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «;высшего сословия»;.

Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом издевательств и насмешек членов местного клана князей Шейных и Булат-Тугановских, не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини.

Любовь «;маленького человека»; заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, герой повести погибает. На память приходят строки поэта Надсона: Научись беззаветно и свято любить, Увенчай молодые порывы, — И тепло тебе станет трудиться и жить В этом мире борьбы и наживы. Смерть не страшит героя.

Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «;маленького человека»;, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «;Да святится имя твое»;.

Читая этот рассказ, я не раз задавалась вопросом: могла ли быть такая любовь в действительности? «;Гранатовый браслет»; — чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Хочется верить, чтобы такая любовь была, даже несмотря на ее трагический конец. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психоло-гическое чувство.

Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти: «;Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»;. Мудрые слова!

Как же они необходимы сегодняшнему читателю, любому, будь то молодой человек, или замужняя дама, или пожилой джентльмен. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «;высшего сословия»;, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви. Автор показал, как буржуазный молох врывается в «;святая святых»; человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность. Повесть «;Гранатовый браслет»; — демонстрация того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «;одержимых»; высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.

Великий русский писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести — «;Олеся»;. События, изложенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых и бежит герой повести Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «;дочерью природы»;, полесской девушкой Олесей.

«;Первобытное и яркое воображение, гибкий, подвижный ум»; Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича. Но невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся и главные герои.

Так, во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: «;Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная»;. «;Наивная, очаровательная сказка любви»; заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь.

А иногда, мне кажется, и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд.

А он просто безвольный, самовлюбленный… Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства. И мне показалось, что есть что-то общее между Олесиными «;кораллами»; и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере. Высокое чувство любви воспето Куприным и в повести «;Суламифь»;, созданной по мотивам библейской книги «;Песнь Песней»;. В ней рассказывается о взаимной любви Суламифи и царя Соломона.

Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным. Любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь.

Но смерть не побеждает любовь. Восхищение красотой мира, противопоставленной «;мерзостям жизни»;, благодарность сердца за радость существования и счастье любви пронизывает лучшие страницы прозы Куприна. Образы «;Гранатового браслета»;, «;Олеси»;, «;Суламифи»; по-прежнему волнуют человеческое сердце.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>