ПРАВДА — БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «;рабом вещей»;, падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные. В пьесе «;На дне»; Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель.

Пьеса «;На дне»; — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров.

Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею. Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «;На дне»;. Первое, что бросается в глаза, — это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений («;Дура ты, На-стька…»;). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном.

Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене («;Заныла»;). Считается, что главное слово в пьесе — правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях.

С одной стороны — правда их будничной повседневной жизни, правда «;дна»;, и с другой — правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «;вымышленная»;. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд. Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти.

Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о? Клещ. Врешь!

Обвенчаешься в Абрамкой… Квашня. Козел ты рыжий! Туда же — врешь!

Да как ты сме-' ешь говорить мне такое дерзкое слово? ' Клещ. Велика барыня!..

А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь… Квашня. Конечно! Если бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело… Квашня.

А-а! Не терпишь правды! Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде.

Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную. Клещ. «;Какая — правда! Где — правда?

Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища…

пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол!

На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя…

вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех!

И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми!

Будь она проклята!»; Конфликт правд — это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало.

Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука.

Для него правда человека та, в которую он верит. Лука. «;Уйдем, милая!

ничего… не сердись! Я — знаю…

Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!»; Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-ieть реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность. Есть такое высказывание Горького: «;Правда — бог свободного человека»;. Но если говорить о героях пьесы «;На дне»;, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки.

А для Горького герой-босяк, цыган и др. — герой свободный. Но персонажи пьесы «;На дне»; не хотят свободы. Им нс нужна эта правда «;свободного человека»;.

Многие считали, что пьеса «;На дне»; — это «;буревестник революции»;. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои «;На дне»; не могут этого сделать. Например, Актер.

Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит — не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>