ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

В девятисотые годы в России Разразился жестокий экономический Кризис. Псле каждого неурожая массы Разорившихся, обнищавших крестьян Бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи Рабочих и крестьян оказались без крова и Средств к существованию. Под влиянием Тягчайшего экономического гнета Появляется огромное количество босяков, Которые опускаются на «;дно»; жизни. Пользуясь безвыходным положением Обнищавших людей, предприимчивые Владельцы темных трущоб нашли способ Извлекать пользу из своих зловонных Подвалов, превратив их в ночлежки, где Находили приют безработные, нищие, Бродяги, воры и другие «;бывшие люди»;.

Написанная в 1902 г. пьеса «;На дне»; И изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «;Она Явилась итогом моих почти двадцатилетних Наблюдений над миром «;бывших людей»;, к Числу которых я отношу не только Странников, обитателей ночлежек и вообще «;люмпен-пролетариев»;, но и некоторую Часть интеллигентов, «;размагниченных»;, Разочарованных, оскорбленных и униженных Неудачами в жизни. Я очень рано Почувствовал и понял, что люди эти — Неизлечимы. «; Но пьеса не только завершила тему о Босяках, но и разрешала новые Революционные требования, которые были Поставлены перед массами в период Напряженной классовой борьбы между Предреволюционной эпохи. Действие пьесы «;На дне»; происходит в Мрачном полутемном подвале, похожем на Пещеру, со сводчатым, низким потолком, Который давит на людей своей каменной Тяжестью, где темно, нет простора и Трудно дышать.

Убога и обстановка в этом Подвале: вместо стульев — грязные Обрубки дерева, грубо сколоченный стол, По стенам — нары. Здесь собрались воры, шулеры, нищие, Калеки — все, кто выброшен из жизни; Различные по своим привычкам, жизненному Поведению, прошлой судьбе, но одинаково Голодные, измученные и никому не нужные: Бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший ителлигент Сатин, Слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все Отнято, потеряно, стерто и затоптано в Грязь.

Все оообитатели ночлежки вытолкнуты «;хозяевами»; на дно жизни, но в них не Растоптано все человеческое. В эттих Людях, лишенных права жизни, обреченных На беспросветное существование, Опустившихся, сохранилось чувство Собственного достоинства. Васька Пепел, Сильная и широкая натура, страстно Мечтает об иной жизни; Настя, наивная, Трогательная и беспомощная, стремится в Иллюзиях о чистой и преданной любви Спрятаться от окружающей ее грязи; Актер — безвольный алкоголик, за ненужностью Потерявший не только место в жизни, но Даже свое имя, в то же время — мягкий, Лирически настроенный романтик и поэт в Душе.

Судьба сделала Клеща озлобленным и Жестоким, но все-таки он упорно, Мучительно, честным трудом старается Выбиться со «;дна»;. Татарина Асана Отличает честность, Наташу — душевная Чистота и нежность. И только Бубнов и Барон — предел падения человеческой Личности. Они не проявляют каких бы то Ни было стремлений изменить свою жизнь.

Бубнов ко всему равнодушен, он не любит Людей и ни во что не верит. А Барона Паразитическое существование привело к Полному моральному разложению. Пестрая галерея персонажей пьесы — Это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, Обессиленные и обездоленные вконец, они Служат объектом эксплуатации, даже здесь Хозяева, мещане-собственники, не Останавливаются ни перед каким Преступлением и пытаются выжать из них Несколько грошей. Судьбы всех этих людей и самое Существование «;дна»; доказывает Неправомерность капиталистического строя И служит разоблачением и грозным Обвинением буржуазного мира.

С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную Философию утешительной лжи. Лука считает Всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, Не способными к активной борьбе за свои Права и нуждающимися в соболезновании и Утешении. Лука — сеятель иллюзий, Утешительных сказок, за которые жадно Хватались отчаявшиеся слабые люди. «;Ложь Во спасение»; — вот принцип, которому Следует Лука. Ваське Пеплу он внушает Мысль о поездке в Сибирь, где тот может Начать новую, честную жизнь; Актеру Обещает назвать город, где вылечивают от Алкоголизма в роскошной лечебнице; Умиррающую Анну успокаивает надеждой, Что за свои нестерпимые муки на земле Она после смерти обретет покой и вечное Блаженство на небе.

Утешающая ложь Луки встречает Сочувствие у ночлежников. Ему верят, так Как хотят поверить в существование иной Правды, так как страстно желают Вырваться из ночлежки и пробиться к Другой жизни, хотя пути к ней неясны. Горький в одном интервью в 1903г. Так высказался об основном вопросе, Поставленном в пьесе: «;Основной вопрос, Который я хотел поставить, это — что Лучше, истина или сострадание? Что Нужнее?

Нужно ли доводить сострадание до Того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»; Утешители ненавистны Горькому, и в Образе Луки писатель разоблачил их Несостоятельность. Решение вопроса, что же надо делать, Чтобы изменить жизнь и уничтожить «;дно»; Дает в своих речах Сатин, образ которого Полнее оттеняет вредность утешительных Проповедей Луки.

Горький не идеализирует этот образ: Как и другие босяки, Сатин не способен Ни к общественно-полезному труду, ни К революционному действию, он заражен Анархическими настроениями. В нем немало Пороков, привитых ему ночлежкой: он Пьяница и шулер, подчас жесток и Циничен, но все-таки от других босяков Его отличает ум, относительная Образованность и широта натуры. В ночлежке раздаются знаменитые Слова Сатина, заявляющие о праве «;человека на личную свободу и Человеческое достоинство»;: «;Все — в Человеке, все для человека! Существует Только человек, все же остальное — дело Его рук и его мозга! Чело-век! Это — Великолепно!

Это звучит… гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не Жалеть…

не унижать его жалостью… Уважать надо! «; Эти слова выражали самые высокие Мечты предреволюционного периода и Получили реальное воплощение лишь в нашу Эпоху.

«;Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»; Такое высказывание Сатина Воспринималось как революционный призыв, Как «;сигнал к восстанию»;.

Заявляя о Своей глубокой вере в творческие силы, Разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи Гуманизма. Горький понимал, что в устах Спившегося юосяка Сатина речь о гордом и Свободном человеке звучала искусственно, Но она должна была звучать в пьесе, Выражая сокровенные идеалы самого автора И отмечая, что эту речь, «;кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче Сказать — он не может»;.

Своей пьесой «;На дне»; Горький, Опровергая все идеи Реакционно-идеалистического порядка: Идеи непротивления, всепрощения, Смирения, давая понять, за какими силами Будущее. Вся пьеса проникнута верой в Человека. Пьеса принималась как Пьеса-буревестник, которая предвещала Грядущую бурю и к буре звала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>