Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина. — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Многоликий Печорин. Роман «;Герой нашего времени»; создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе. Реалистически рисуя своего героя со всеми его противоречиями и «;пороками»;, писатель в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил «;теорию страстей»; Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер.

Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как «;эгоист поневоле»;, «;романтик поневоле»;. В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести «;Бэла»;, «;Максим Максимыч»;). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека.

Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести «;Тамань»;, «;Княжна Мери»; и «;Фаталист»;). Первой в «;Журнале Печорина»; является повесть «;Тамань»;. Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить «;эксперименты»; над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. Лермон-товский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

В повести «;Княжна Мери»; автор представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение. Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие «;водяного общества»; и высшего света, он видит, что жизнь здесь — это или пошлая комедия, или дешёвая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образован-ность, богатство духовного мира.

Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин — натура активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к «;бурям и битвам»; чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением.

Холодность, душевная опустошен-ность, эгоизм, равнодушие к людям — все эти черты несомненны в Печорине. И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина — «;не_каменистая пустыня»;). Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни.

Он сожалеет, что не угадал своего назначения и «;утратил навеки пыл благородных стремлений»;. «;Силы необъятные»; не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения.

Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть «;где-нибудь по дороге»;. Рассказывая «;историю души человеческой»;, Лермонтов с исключи-тельной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>