«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженниына «Матренмн двор») — Сочинение по произведению А. И. Солженицына «Матренин двор»

В одном из последних выступлений по телевидению Солженицын сказал: «Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург. Россия в большей степени – это Урал, Сибирь, Алтай, Черноземье.… И сегодня хранителями русских традиций И загадочной русской души являются жители русской провинции». Это не пустые слова, Солженицын хорошо знает русскую Глубинку: он родился и рос в Кисловодске, вернувшись из ссылки в 1956 году, он поселился в деревне Мильцево Рязанской Области.

Работал в сельской школе учителем математики. Состояние души Солженицына, прошедшего восемь лет лагерей, потом Три года ссылки, было тяжелое. Ему хотелось покоя и уединения.

Он долго искал в этой деревне дом для поселения, и завхоз Школы привел его в дом замечательной женщины Матрены Васильевны Захаровой. Она и является прототипом героини рассказа «Матренин двор». Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором в рассказе, заимствованы из Словаря Даля. Это настоящие русские слова, которые давно уж! Е не употребляются. Например, при описании избы Матрены, Солженицын применил забытые слова, как «мосты», «горница».

Все Это создает образ глубинки России, автор старается показать «нутряную Россию». Конечно, в рассказе кое-что изменено Название деревни «Тальново»; и героя приводит во двор к Матрене женщина. Последний имеет особый смысл: исстрадавшаяся Душа героя ищет успокоения, так усталому путнику нужен родник, чтобы напиться. Чуткая женщина почувствовала эту Необходимость (жажду) героя и безошибочно привела его к источнику доброты, чуткости и святости – к Матрене.

Матрена совершенно не похожа на односельчан. Она «не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За Одеждой приукрашивающей уродов и злодеев».

Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху Коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу, с верой в добро, умением радоваться чужому успеху и Достатку, сочувствовать и помогать. А ведь жизнь не баловала Матрену: любила одного (Фаддея), а вышла замуж за его брата.

Потеряла мужа и шестерых Детей. Но нашла силы и растила приемную дочь – Киру, — дочь Фаддея. Проработала 25 лет в колхозе, но не имела пенсии.

Все близкие люди не понимали ее. Они использовали Матрену, надсмехались над ней, грубо обращались с ней. А она все равно Продолжала помогать соседям, родным и подругам, и даже не просила оплаты за свой труд, да никто и не платил ей. За Такое бескорыстие и доброту ее можно назвать праведницей. Только никто в селе и не задумывался об этом, считали: так и Должно быть. Пожалуй, только приезжий человек – рассказчик (в его лице автор) увидел в ней ангела небесного.

Автор с Любовью и благодарностью описывает ее: обращает внимание на ее доброе русское лицо с мудрыми глазами, «на свет в ее Глазах, который шел из глубины души». Особенно подчеркивается ее «лучезарная улыбка» и «открытое лицо, лицо человека, у Которого чистая совесть». Для раскрытия образа Матрены, большую роль отводится избе Матрены. Автор подробно ее описывает. Вещи, Находящиеся в избе: обои, фикусы, плакаты, нельзя назвать просто предметами.

Все они продолжение хозяйки, часть ее. И Можно провести параллели между Матреной и домом. Уже в названии они слиты. Матрену, несмотря на ее энергичность, разил «черный недуг», о котором ничего не могут сказать доктора, так и червоточина разрушала избу изнутри.

Эти два существа Погибают, от старости, а возможно и от порчи. На горницу «легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея принялись ее Ломать». Конфликт между Матреной и селом в рассказе не развит, здесь скорее равнодушие и пренебрежение, непонимание ее Мировоззрения. Мы видим лишь одного неправедного Фаддея, принудившего Матрену отдать часть дома. В итоге он и погубил ее На злополучном железнодорожном переезде.

После смерти Матрены морально скудеет село. Описывая ее похороны Солженицын не скрывает своего не довольствия Односельчанами: хоронили Матрену в бедном, не крашеном гробу, пьяными, хриплыми голосами пропели «вечную память», делили Поспешно ее вещи. Почему же они так бессердечны? Автор объясняет озлобление людей социальными проблемами. Коллективизация привела деревню к обнищанию: колхозники не Получали ни копейки денег, «только палочки в тетради учетчика».

Не было дров, топить печь, ведь гектары леса вырубили. В Магазинах пусто: нет хлеба, продуктов. Не разрешали скосить сена для личной коровы; даже огороды обрезали.

Нищета Социальная привела село к духовной нищете. Взгляд Солженицына на деревню 60-х годов отличается суровой, жестокой правдивостью. Но эта, правда, проникнута и болью, И мукой, и любовью, и надеждой. Любовь – это стремление изменить социальный порядок, приведший Россию к краю пропасти.

Надежда в том, что если в каждом селе есть хотя бы одна праведница, а он надеется что есть: «ведь не стоит село без Праведника», следовательно, и Россия будет жить. И стоит затеряться в самой глубинке России, что бы встретиться хотя бы Раз с таким человеком как Матрена. В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын пишет: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они Скользят как бы поверх этой жижи /насилия, лжи, мифов о счастье и законности/, нисколько в ней не утопая, даже касаясь Ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это праведники, мы видели, Удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же…, и тут же погружались опять на нашу Обреченную глубину.

Мы брели кто по щиколотку (счастливцы), кто по колено, кто по горло…а кто и вовсе погружался, лишь Редкими пузырьками сохранившейся души напоминая о себе на поверхности».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>