«Расстрелянное Возрождение» в литературы 20- 30-х годов — Сочинение по произведению Свободной темы «Искусство, культура»

Термин «расстрелянное возрождение» впервые предложил бесспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 30- х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура была в состоянии компенсировать трехсотлетнее отставание и даже перевесить на территории отчизны влияние других культур, русской в частности (на 1 октября 1925 года в Украине начислялось 5000 писателей). Это Возрождение было связано с тем, что украинские художники даже при условиях замалчивания и запрета (припомним Емской указ) создали тексты, достойные мировой оценки (П. Кулиш, И. Франко, М. Коцюбинский), с долгожданным обретением Украиной своей государственности, с датой украинизации и разносторонних свобод, обещанных революциями 1905-1917 гг. Выйдя в массе своей из низших слоев населения (служащем, разнорабочие, священники, рабочие, крестьяне), новое поколение украинской элиты часто не имело возможности получить систематическое образование через войну, голод и необходимость зарабатывать насущный хлеб. Но, работая «на грани», стараясь использовать всякую возможность ознакомиться с мировой культурой, расправить веками скованное творчество, они пронизывались наиболее современными тенденциями и создавали действительно актуальное искусство. Главными литературными объединениями были «Звено» (позднее «МАРС»), «Плуг», неоклассики «Молодняк», «Союз писателей западной », ЛОЧАФ (объединение армии и флота). Самым влиятельным был «Закалка», который позднее был переименован на «ВАПЛИТЕ» («Вольную Академию Пролетарской Литературы»).

Именно ВАПЛИТЕ в лице Николая Волнового начало славную литературную дискуссию 1925-1928 гг. и победило в ней, доведя наличие и необходимость национальной, специфической украинской литературы, ориентированной на Европу, а не на Россию. Что же определяло творческие поиски новейшей элиты и тематику ее творчества? Составляющими ее мировоззрения был бунт, самостоятельность мышления и искренняя вера в собственные идеалы.

В большинстве своем это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу. За ними прятались глубокие поиски и вопросы. Посмотрим на некоторые интереснейшие тексты.

Проза делилась на два течения: сюжетная и бессюжетная. В бессюжетных произведениях главным было не предложение или слово, но подтекст, дух, «запах слова», как говорил Волновой. Стиль сильных чувств и проникновение в сущность явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом.

В этом направлении работали Николай Волновой, Юрий Яновский, Андрей Головко, Юлиан Шпол, Алексей Близко, Лесь Курбас, Николай Кулиш и много других. Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Волнового — разочарование в революции, кричащие разногласия и раздвоения человека того времени. Главный персонаж – человек без имени, а значит, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и наказывает себя мысленным взором: стоила ли революция такой жертвы. В романе Валерьян Пидмогильного «Город» впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма.

Главный герой в стремлении наслаждения идет от удовлетворения физического к высочайшим религиозным высотам. Тем не менее даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман в простой сказ «людной» философии, а творчески осмысливает ее в применении к нашему, национальному мироощущению. В поэзии интереснейшими есть поиски симво

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>