Религия, как способ разрешения нравственных проблем

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в воплощении христианских идеалов любви к ближнему. В Преступлении и наказании автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины, истины во Христе. Родион Раскольников отзывчивый, добрый по натуре человек, тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, способен отдать последнее. Он необыкновенно умен, даже талантлив, терпелив, но вместе с тем горд, малообщителен и, как следствие, очень одинок.

Что же заставило, что побудило этого доброго, умного, бескорыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех? Кажется, у такого человека и мотива к преступлению никогда не будет. Этот человек много вытерпел и перестрадал.

Собственная бедность, ужасное положение семьи, несправедливость, царящая в мире, все унижает его. Эгоистические и альтруистические стремления причудливым образом переплетаются в его душе. Постоянно уязвимая гордость вместе с жаждой справедливости толкают Раскольникова на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он не тварь дрожащая, а право имеет. В нищенской комнате гордеца с высокими стремлениями родилась чудовищная теория преступления. Автор тщательно прослеживает ее зарождение.

Раскольников спрашивает себя: Тварь ли я дрожащая или право имею? Он долго размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг осознает, что не соответствует своей теории, так как совесть не дает ему покоя. Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя и заставляет его самого в ней разубедиться. Рассматривая с христианской точки зрения страшное деяние Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических.

Родион Раскольников человек, по христианским понятиям, являющийся глубоко грешным. Имеется в виду даже не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, сама мысль о делении человечества на Наполеонов и стадо, о том, что все твари дрожащие, а он, возможно, право имеющий, избранный. Убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила в глазах Наполеона. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая, вот так ее описывает Достоевский, намеренно делая образ неприглядным, чтобы подчеркнуть мысль о равенстве всех людей и их прав на жизнь. Раскольников пришел к убеждению, что на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки значит не более как жизнь вши, поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи.

Но он не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, тварь ли дрожащую или право имеющую. Так случилось и с Раскольниковым. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни?

Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой содеянного: Я себя убил, а не старушонку. Душа его болит, герой чувствует свою отчужденность от всего человечества. Даже с матерью и сестрой, которых любит всем сердцем, ради которых пошел на преступление, не может теперь жить Раскольников.

Он не способен возродиться к нормальной жизни, поскольку душа протестует против его мыслей и дел. Только слово Божье способно очистить его. Носитель этого слова проститутка Соня, здесь Достоевский напоминает нам о словах Иисуса Христа, что последние станут первыми. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он пришел мучить Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым девушка принимает страдание. Даже к убийце Соня испытывает бесконечное милосердие, и это одно способно обратить героя к иной жизни.

Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения… Ему стало ужасно тяжело. В сущности, отношение Сони к Раскольникову это отношение Бога к человеку, то есть всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает.

Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Достоевский изначально признает абсолютность человеческого я, духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом.

Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою! восклицает один из героев Униженных и оскорбленных. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского Преступление и наказание это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. Не убий, гласит заповедь Христа. Возлюби ближнего твоего, как самого себя, и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>