Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»

Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до него: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Несомненно, в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось.

Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. «;Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность»;, — писал Гоголь. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему?

Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Но Здревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше. По крайней мере хочется думать, что меньше.

Вспомним сцену, когда Хлестаков сидит в присутствии стоящих чиновников и расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения с ним «;на дружеской ноге»;, где его хотели «;коллежским асессором сделать»;. По словам Хлестакова, его однажды «;приняли даже за главнокомандующего»;. Среда актеров и писателей ему хорошо знакома, он «;с Пушкиным на дружеской ноге»;, называет его «;большим оригиналом»;.

Гоголь не был бы Гоголем, если бы не довел сцену хвас-товста до предельного абсурда. Оказывается, Хлестаков написал «;Женитьбу Фигаро»;, «;Роберта Дьявола»;, «;Норму»; и «;Юрия Милославского»;. Когда дочь городничего замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков соглашается, добавйяя: «;… а есть другой «;Юрий Милославский»;, так тот уж мой»;. Он признается, что «;литературой существует»;, что его «;дом первый в Петербурге»;, а на балы к нему доставляют в «;семьсот рублей арбуз»;, «;суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа»;, что в передней у него «;графы и князья толкутся и жужжат»;, к нему приходит сам министр, и однажды он управлял департаментом. Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех.

Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полные бессильной ярости слова городничего о том, что он «;мошенников над мошенниками обманывал»;, «;даже трех губернаторов обманул»;. Зрительный зал дрожит от смех'а, а городничий бросает в публику убийственную реплику: «;Чему смеетесь?

Над собой смеетесь!.. ” Эти слова заставляют всерьез задуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлении гоголевской комедии. Комедия средствами юмора и сатиры отображает российскую действительность эпохи реакции, затрагивая все главные стороны чиновничьего мира.

Вспомним, с какой готовностью и пониманием воспринимает почтмейстер просьбу городничего «;немножко распечатать и прочитать»; каждое прибывающее в почтовую контору письмо… Смешны откровенные до наивности признания Шпекина о том, что он вскрывает и читает из любопытства чужие письма, которые для него гораздо интереснее и увлекательнее, чем «;Московские ведомости»;. Особенно понравившиеся почтмейстер даже оставляет у себя, чтобы зачитывать наиболее игривые места городскому обществу. Судя по этим откровенно циничным словам, у Шпекина не возникает ни малейших угрызений совести по поводу грубейшего нарушения закона, гарантирующего гражданам России тайну переписки. Подобное грустное явление тоже было весьма распространенным в царской России.

Много комических моментов в пьесе связано с образом Хлестакова, который сам по себе абсолютно ничего не представляет. Смешно его артистическое, вдохновенное вранье, которое резко контрастирует с его действительным незавидным положением. Забавно слушать рассказ о роскошных обедах, доставляемых из Парижа, от человека, ведущего полуголодное существование.

Смешно, что, завравшись, Хлестаков выдает себя за известного писателя и называет в качестве написанного им романа популярный общественно-литературный журнал “Московский телеграф”. Но грустно, что чиновники почтительно выслушивают его, не заметив вопиющего несоответствия. Значит, они не только ничего не читают, но даже и не знают о том, какие журналы издаются в России. Это характеризует общий низкий культурный уровень чиновничества, которое призвано стоять на страже законности и порядка, способствовать процветанию страны, а значит, обладать широким кругозором.

Лжет не только Хлестаков, но и все остальные герои пьесы. Пытаясь произвести выгодное впечатление н А мнимого ревизора, городничий с отвращением отзывается о картежных играх, на которые он якобы не может убивать драгоценное время. Лучше, по его словам, употребить его «;на пользу государственную»;.

Как горька здесь знаменитая гоголевская ирония! Если бы это действительно соответствовало истине, то совсем иной была бы жизнь не только этого провинциального городишки, но и всей России. Таким образом, выставляя на всеобщее обозрение пороки государственной бюрократической системы, воплощенные в индивидуально обрисованных образах представителей этой системы, Гоголь бичует их своим беспощадным смехом. И комическое здесь еще более ярко оттеняет общую трагическую картину злоупотреблений и преступлений российского чиновничества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>