«Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы

Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?

Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года.

Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности. «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов — княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли.

Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям. Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию.

Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения: О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, Чем плененным быть: Сядем же, братья, да посмотрим хоть На борзых коней На синий Дон. Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов — дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы: Хочу,— сказал,— копье преломить На границе поля Половецкого: С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, Либо шлемом испить из Дону.

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену. Игорь полки поворачивает, Ибо жаль ему милого брата Всеволода.

Билися день, Билися другой; На третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы; Тут кровавого вина недостало; Тут пир закончили храбрые русичи: Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, А дерево с горем к земле приклонилось. «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя.

Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя — современника. О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя Поскакала по Русской земле, Огонь мыкая в пламенном роге. «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности.

Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Стреляй же, господин, в Кончака, Поганого раба, За землю Русскую, За раны Игоревы, Буйного Святославича! Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.

Вы ведь своими крамолами Начали наводить поганых На землю Русскую, На богатство Всеслава. Из — за усобицы ведь настало насилие От земли Половецкой! В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>