Сложность анализа пьесы «Вишневый Сад»

В исследовательской и методической литературе относительно «Вишневого сада» было высказано столько спорных, а подчас просто ошибочных суждений и оценок, что это не могло не повлиять на практику подхода к анализу пьесы Чехова. О ходе работы Чехова над пьесой, о литературной традиции, на которую он опирался, о возможных прототипах и жизненных источниках, которые были им использованы, написано немало исследований. В этом отношении большую пользу могут принести комментарии к пьесе, опубликованные в последнем академическом издании сочинений Л. П. Чехова. В конце XIX — начале XX веков многие дворянские имения приходили в упадок. Старые владельцы, не справляясь с экономическими затруднениями, часто прибегали к банковским ссудам, отдавая под залог дома, земли, сады… По ссуды нужно было погашать, уплачивая банку немалые проценты. Гаев же процентов своевременно не внес. Наступает неминуемая расплата. Имение назначено к продаже. Приближается день аукциона. Из содержания пьесы мы знаем, что самую большую сумму на аукционе предложил купец Лопахин. Он и стал новым владельцем вишневого сада. Такая ситуация была достаточно распространена в то время, и Чехов дает четкую и ясную характеристику эпохи. Однако смысл «Вишневого сада» не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения-дворянам-приходит ловкий и предприимчивый капиталист. В противном случае для пас будут потеряны не только богатство проблематики произведения, по даже представление логике развития сюжета. Порою приходится встречаться с искренним недоумением: почему это бывшие владельцы вишневого сада так переживают, горюют? Ведь они могли принять проект Лопухина, и тогда никаких материальных затруднений не испытывали бы. Очевидно, в данном случае предполагается, что материальное благополучие, деньги сами по себе способны успокоить чеховских героев. Однако смысл нравственных уроков великого писателя, как мы увидим далее, и заключается как раз в решительном опровержении такого предположения. Прежде всего надо выяснить финансовую сторону проблемы. Как мы уже знаем, Гаев не заплатил своевременно процентов в банк. Все сроки прошли. Имение перешло в собственность банка, который уже от себя продает его на аукционе. Если кто-то на аукционе заплатит деньги сверх долга, то выгоду получит лишь банк; прежним же владельцам, естественно, не достанется ничего. Но если предположить, что Гаеву и Раневской досталась вся сумма денег за продажу имения-в какой степени капитал мог бы заменить им прекрасный вишневый сад? Ведь вишневый сад и пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса становится близкой и нам, сегодняшним читателям и зрителям, кровно заинтересованным в сохранении и приумножении материальных и духовных богатств нашей страны. Так постепенно расширяется наше представление о проблематике «Вишневого сада», устанавливается диалектическая связь социальных и общечеловеческих мотивов в пьесе. Следовательно, выяснение связей произведения с породившей его эпохой (историко-генетический путь анализа) далеко не всегда оказывается единственно возможным, исчерпывающим и достаточным. В записной книжке Чехова сохранились строчки, проникнутые скорбью и горечью: «Разговор на другой планете о земле через 1000 лет: помнишь ли ты то белое дерево… (березу)». Эту запись Чехов перенес впоследствии и в IV записную книжку, куда он включал нереализованные заготовки и заметки. В «Полном собрании сочинений» приведенные выше строки никак не прокомментированы; неясно, к какому произведению они могли бы относиться. Но в данном случае важнее обратить внимание на тревожную тональность, суровое предостережение, сближающее запись с пьесой «Вишневый сад». Неужели события приведут человечество к тому, что оно забудет, как называлась береза, как цветут вишневые сады весной, забудут Землю, забудут, быть может, даже имя свое?.. Вот почему так остро звучит у Чехова тема памяти. Гаев, обращаясь к Раневской, настойчиво спрашивает ее, волнуясь и повторяя одни и те же слова: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба?.. Ты помнишь? Не забыла?». Кажется даже удивительным, что это говорит Гаев, которого мы привыкли считать только легкомысленным и беззаботным. Но даже и он охвачен тревогой о судьбе красоты, которую нельзя разрушить, нельзя забыть. Мы не можем не замечать этого важного мотива пьесы. Речь идет о тех традициях, без которых не было бы человека, даже больше не было бы человечества, И в соврем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>