Смех — единственное честное лицо в комедии Гоголя «Ревизор» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»

Тридцатые годы прошлого столетия — время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за «;Вечерами»;, «;Миргородом»;, «;Арабесками»; он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы — бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он «;решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»;.

Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки.

«;С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы! «; — писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко. Завязка «;Ревизора»; дана уже в первой фразе: «;Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»;. И уже эта фраза дает основной толчок всему действие — возникновению страха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильным сюжетом в «;Ревизоре»; все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в «;немой сцене»;.

Комический эффект основан на «;недоразумении»;. Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда — за ложь.

Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и «;Вверенное»; их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий «;рок»;, возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился.

«;Характер Хлестакова, — скажет Белинский, «; …развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости»;. За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества. Гоголь не вывел в своей комедии «;положительного героя»;. Он писал в «;Театральном разъезде»;: «;Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь»;.

Положительное начало в «;Ревизоре»; — смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то «;честное лицо»;, которое определяет смысл комедии. «;Смех»; в «;Ревизоре»; проникнут верой в “светлую природу человека»;, в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. «;Немая сцена»;, завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество «;правосудия»;, торжество высшего нравственного начала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>