Сравнение образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой — Сочинение по произведению Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Хотя многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им пересчет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен получи крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших ото невиданной любви. В. С. Высоцкий «Гроза» А. Н. Островского.

«Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Сам-друг знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы взять хоть в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Пусть даже главные героини — обе Катерины. Очерк Лескова, правда-матка, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы».

Еще бы, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, объединение-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сравнить героинь этих произведений. Катерина Петровна Кабанова.

Новобрачная невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для того свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке всего-навсе женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее полномочие на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое положение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, связь поколений.

Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания кроме семьи, где она не может проявить искренних чувств, идеже она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое качество. И она, как ей кажется, находит эту влечение и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким но, как и ее безмолвный муж Тихон, только «образованный». Умереть и не встать время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом.

Же она не может лгать мужу, глядя ему в фары. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и симпатия при всех во всем сознается мужу. Подина грузом укоров свекрови и собственной души она далеко не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови.

Екатерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но точно грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой-нибудь была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации отнюдь не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины — например через смерть, если нельзя иначе.

Главной героиней очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в свой черед является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муженек, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей жалобно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Серёжа, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее одержимость быстро переходит в страсть.

Она на все готова в угоду своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная трава убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего ради ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а вслед за тем малолетнего племянника Федю, который мог бы опровергнуть ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергуша и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми — и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Кашлык. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, сиречь только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой.

Некто увлечен другой женщиной, ухаживает за ней сверху глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Завершающий аккорд так же страшен, как и все история, — Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает хозяйка, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков сие произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.

Нужно спрыснуть, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, бесчисленно общего. Так, обе они из купеческой среды, изо купеческих семей, замуж вышли без любви, у обоих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, хотя тут же от него отказывается: «Не надо бы его мне совсем».

) В доме царит скука, с которой «весело даже удавиться». Вполне естественно, что такое? решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению с-под домашнего гнета. Они находят ее. Хотя после этого каждая героиня ведет себя ровно по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Не что иное в этом и проявляются главные их отличия.

Катерину Петровну приверженность и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается по-над «темным царством». Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее проживание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей отнюдь не свойственны жестокость и деспотизм.

Для нее, незлобивой, благородной, с энергичный душой и трепетным сердцем, остается одно — броситься в Волгу. Екатерина Львовна же — плоть от плоти «темного царства». Амур к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страшный. Катерина Измайлова — волевая, сильная, решительная женщина, однако ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой.

Симпатия готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, всего только бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна на все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) чтобы своей любви, своей темной страсти. Единственное, в чем дело? не может вынести она, — это унижение, забвение ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И отмщение ее страшна: смерть в водовороте без единого звука сиречь стона вместе с соперницей.

Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, соответственно-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия возьми читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты. Екатерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, какой ее любит всей душой, изменяет с человеком, какой-либо ее не стоит. И она наказана — она наказывает себя самочки, простившись с жизнью. Преступления, совершенные Катериной Измайловой, паче ужасны: измена, убийства.

Но она также наказана: возлюбленная потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она при всем честном народе избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге симпатия брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради непохожий женщины. Но уходит из жизни она, маловыгодный раскаявшись, не повинившись. Она умирает так но, как и жила: совершает двойное преступление — убийство и медицид. Судьбы двух женщин, сила их личностей безлюдный (=малолюдный) могут оставить читателей равнодушными, не могут далеко не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви. В этом «темном царстве» весь век ей чуждо, все гнетет ее. Она, после обычаям того времени, вышла замуж не сообразно своей воле и за немилого человека, которого симпатия никогда не полюбит.

Катерина вскорости поняла, до чего слаб и жалок ее супруг, он сам мало-: неграмотный может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, маловыгодный способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная андромеда пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, а все-таки позже признается сестре мужа: «Мне досадно его очень». Жалость — единственное чувство, которое испытывает возлюбленная к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей сродясь не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею возле отъезде супруга («как бы я тебя любила»), — сие слова отчаяния. Катериной завладело уже другое отношение — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, дай тебе предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна.

Тиша никак не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, же в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье вслед за пределом Калинова, сам же он говорит жене: «Не разберу я тебя, Катя!» Будто уж куда ему «разобрать» ее! Внутренний (мiр) Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Невыгодный только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: «Я невыгодный понимаю, что ты говоришь». В «темном царстве» налицо денег не состоит ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и аж Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее амур — это бурная река, его же — маленький ручеек, какой-нибудь вот-вот грозит пересохнуть.

Борис собирается в (итоге лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а после того… потом видно будет. Его не через силу заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса безлюдный (=малолюдный) останавливает даже предупреждение Кудряша: «Вы ее полностью загубить хотите».

На последнем свидании он говорит Катерине: «Кто но это знал, что нам за любовь нашу скажем мучиться с тобой», — ведь при первой встрече жилица сказала ему: «Загубил, загубил, загубил». Причины, побудившие Катерину бери самоубийство, скрываются не только (да даже и никак не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее сущность — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невтерпеж. Она не может, подобно Варваре, действовать за принципу «лишь бы все было шито да что вы крыто», не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и хотя (бы) признание перед всеми не приносит ей облегчения, симпатия понимает, что никогда не искупит вину преддверие собой, и не может смириться с этим.

Она встала получи путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себя и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — сие смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Кашлык, но даже если она убежит из сего общества, ей не суждено спрятаться от себя, ото угрызения совести. В какой-то мере это, будто, понимает и Борис и говорит, что «только одного и надо бы у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, с намерением ей не мучаться долго!» Одна из проблем Катерины в часть, что «обманывать-то она не умеет, умолчать-то ничего не может».

Нк обманывать, ни таить ни от себя, ни тем более ото других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности. В переводе с греческого прозвание Екатерина означает «всегда чистая», и наша героиня, понятная вещь, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода буки и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, симпатия не изменяет своему внутреннему идеалу, она неважный (=маловажный) хочет стать такой же, как многие личный состав того круга.

Катерина не впитывает грязь, ее позволительно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, так, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Екатерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветуечек завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, спирт умер невинным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>