Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама — сочинение по творчеству О. Э. Мандельштама

У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашед­ший подкову». Подкова всегда приносит счастье. У Ман­дельштама такой «подковой» был его поэтический талант. И все же «подкова» не принесла ему счастье. Судьба поэ­та была трагична.

Первый раз его арестовали в тридцать четвертом году. Основной причиной была эпиграмма на Сталина. Второй арест — за контрреволюционную пропа­ганду. В пересылке под Владивостоком, не добравшись до Колымы, Мандельштам умер.

Место захоронения поэта обнаружено только в конце двадцатого века, а его могила, как и могила М. Цветаевой, никогда уже не бу­дет найдена. Мандельштам, по словам М. Дудина, «изгой и пасынок судьбы». Он был высокой правде рад И прожил жизнь свою поэтом.

И перед жизнью виноват Был только в этом, только в этом. Одна из основных тем творчества О. Мандельштама — трагедия личности, народа. Вопрос о месте и назначении человека, о трагедии личности в мире хаоса поднимал­ся Мандельштамом еще в период первой мировой войны и революции. Мандельштам не задавался вопросом при­нятия или непринятия революции. Этот вопрос был для него столь же нелеп, как, скажем, вопрос о принятии сти­хии, грозы, бури.

Другое дело — вопрос о месте человека в этой разгулявшейся «природно-исторической» стихии, в этом мире хаоса, в мире, где нет гармонии. Поэт гово­рит об одиночестве и ненужности человека перед лицом «природно-исторической бури». Вероятно, так Мандель­штам называл революцию и все последующие события. С точки зрения Мандельштама, человек находится под властью времени и истории, любви и смерти.

Жизнь че­ловека быстротечна. Поэтому во многих стихотворениях Мандельштама звучит мотив скорби, одиночества, необ­ратимости времени и в то же время утверждается цен­ность жизни: ведь как бы трудно не было, человек все равно стремится жить и любить. Мандельштам — поэт-философ.

Для его творчества характерно образно-ассоциативное мышление. Тютчев­ская философия становится для Мандельштама основой творчества. Его волновали проблемы взаимосвязи чело­века, цивилизации, Вселенной. Человек, как крошеч­ная песчинка, как кристаллик соли, ничтожно мал по сравнению со Вселенной. Но в то же время он велик.

Ра­зум его способен вместить всю Вселенную. Города раз­рушаются, цивилизации исчезают, нет ничего вечного. И только человеческий разум не оскудевает. Однако бес­человечная насильственная власть извращает характер Человеческого существования: «Мы живем, под собою не чуя страны». Эти строки звучат как приговор всей уза­коненной системе страха и насилия.

В стихотворении показана картина разрушения даже самых нерушимых связей: со страной, с близкими людьми. Центральный образ стихотворения — воплощение какого-то безликого, дьявольского существа. Этот «получеловек» лишен лица и речи. Бесчеловечность для него является нормой пове­дения. Все построено на страхе, насилии, что приводит к трагичности личности, а следовательно, и всего народа.

Помоги, Господь, эту ночь прожить: Я за жизнь боюсь, за Твою рабу, В Петербурге жить, словно спать в гробу. Мандельштам как бы предчувствовал свою судьбу. Но как поэт-философ он незадолго до смерти размышлял о том, что смерть сама по себе не страшна и не трагична. Смерть — это последний шаг человека к полному раство­рению в безграничности бытия.

Лишив меня морей, разбега и разлета И дав стопе упор насильственной земли, Чего добились вы? Блестящего расчета: Губ шевелящихся отнять вы не могли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>