Тема жизни в романе «Обломов» — Сочинение по произведению И. А. Гончарова «Обломов»

Без действия нет жизни… В. Г. Белинский Как басня, жизнь ценится не за длину, но за содержание. Сенека На первый взгляд, «;Обломов»; может показаться предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого можно пересказать одной фразой: тут изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, а потому и оказывается неприспособленным к жизни и бесславно умирает ещё сравнительно молодым человеком. Но на самом деле, этот роман имеет более глубокий смысл, в нём отражена целая эпоха, целое поколение людей. Что-то от Обломова переходит каждому бездельнику и повесе, привыкшему жить за чужой счёт, и даже человеку деятельному и со стремлениями, который с годами теряет эти качества и становится таким же лежебокой.

Внутреннюю основу, как бы «;скелет»; романа составляет ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов. Такая композиция приводит к плавной завершённости все сюжетные линии. Всю жизнь Обломова можно сопоставить с временами года.

События первой части разворачиваются весной: первого мая Обломов лежит на своём знаменитом диване и принимает посетителей, которые зовут его на гулянье в Екатерингоф. Но Илья Ильич всем поочерёдно отказывает. Это уже говорит о лени героя, об отсутствии желания что-либо делать. Картину жизни, показанную в этой части, отличает полнота вещественных примет, деталей, всё изображено с мельчайшими подробностями.

Здесь совершается представление героя читателю, его облик, привычки. Образ Обломова полностью раскрывается через быт, например, в перебранке с Захаром, в которой они равны в своей бездуховности, поглощённостью мелочами, — Илья Ильич и Захар ссорятся из-за грязи в комнатах, из-за денег, переезда на квартиру. Затем автор приступает к рассказу о прошлом героя, о его духовных влечениях, интересах.

Оказывается, что прежде чем обосноваться на диване, Обломов прошёл службу, увлечение светом. Но, проработав два года, Илья Ильич бросил службу. Обломов учился в пансионате, университете, но полученные там знания он не смог реализовать: «;Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе»;.

Но пережитый в молодости, в дни знакомства с поэзией, искусством, «;счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности…»; навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в нём высокие мечты, отбил желание устраивать служебную карьеру. Вся жизнь Обломова строится на мечтах, он всё время «;витает в облаках»;. И, рисуя мечтания героя, автор прибегает к иронии — «;он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом…

«; — перед нами уже не тот Обломов, который весь поглощён в быт и совершает нелепые поступки. Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов «;так себе, лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего; что едва ли у него вяжутся мысли в голове»;. Так о нём толковали везде, где его знали. Сам писатель наталкивает на мысль, что, возможно, Обломов начала романа — это тот Обломов, каким он только казался, «;так о нём представляли везде…

«;, а не настоящий, которого знает автор, о котором и написан роман. Таким образом, первая часть является прологом, «;введением»; в произведение. Вторая часть изображает «;пробуждение»; Обломова, когда между ни и Ольгой разгорается любовь, постепенно переходящая в пылкую страсть.

Герой живёт на даче, и на фоне летней, меняющей краски природы разворачиваются события. Увлечение, охватившее Илью Ильича и Ольгу, помогло проявиться лучшим качествам, присущим натуре каждого из них. Ольге открылись добрая душа и сердце Обломова, она начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. «;Возвратить человека к жизни — столько славы доктору, когда он спасает безнадёжного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?!»; Самолюбие движет поведением героини, она гордилась самой возможностью провести такой «;эксперимент»;, тем, что «;всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!

Она — виновница такого превращения!»; Любовь Обломова обладала одной особенностью, которая, возможно, и сыграла решающую роль в дальнейших взаимоотношениях героев. Эта любовь романтика-мечтателя, она возвышенна, восторженна, идеальна. Когда Обломов делает предложение Ольги, он разочаровывается её спокойствием, ведь он мечтал о «;стыдливом согласии, о слезах»;. Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием.

Ольга — идеал для Обломова, но идеал для него всегда только мечта, ему вполне хватает предвкушения счастья. В третьей части, в связи с начавшейся осенью, Илья Ильич переезжает на Выборгскую сторону: «;И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее; как будто не хватило в ней содержания»;. Первым испытанием любви стал её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольги — оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность, но она сразу тускнеет.

«;Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошёл, что любовь в самом деле становится долгом, что она мешалась со всей жизнью, входила в состав её обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски»;. Для Ольги же «;жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг»;. Ольга чувствовала, что любовь больше не двигается вперёд, страдала и видела выход в побуждении героя к действию. Но Обломов предпочитал лежать на диване, мечтать об Ольге, о счастье и ничего не делать по устройству имения, что приблизило бы реальность счастья.

Она понимала безысходность их романа, отчего и мучилась, но больше всего страдало её самолюбие. Вскоре она осознала, что роль «;путеводной звезды»; не для неё, и её нужен сильный человек. Таким человеком и стал Штольц — лучший друг Обломова, человек, который его понимал, заботился о нём. Они дружили с детства, но Штольц в отличие от Обломова — воплощение энергии, «;Он беспрестанно в движении»;, «;он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь»;.

Только наедине со Штольцем, единственным близким ему человеком, Илья Ильич становился таким, каким был показан «;в одну из ясных, сознательных минут в его жизни»;, в тайной исповеди перед самим собой. Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни «;печально»;, «;с едва заметной горечью»;, «;со вздохом»;. То есть Обломов понимает свои ошибки, недостатки и осознаёт бесцельность своего существования. И, наконец, четвёртая часть романа — об умирании, смерти Обломова. Он расстаётся с Ольгой, а параллельно в природе устанавливается зима: «;Снег валил хлопьями и густо устилал землю.

«;Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на сне, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засыпал!»; — шепнул потом отчаянно, лёг в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном»;. Белый снег и свинцовый сон Обломова предвещают скорый финал его жизни.

Герой тихо и покойно живёт под крылом Агафьи Матвеевны; как зимняя природа, так и он постепенно всё более погружался в оцепенение, замирают живые силы, «;душа организма»;. Обломов обрёл в Агафьи Матвеевне свою покойную мать, которая была для него идеалом, сохранившимся в памяти с детских лет. В доме Пшенициной о нём заботились, ему ничего не нужно было делать, можно было лежать на диване и наслаждаться стряпнёй хозяйки. Этот роман оставил в моей душе тяжёлое, неизгладимое впечатление. Я стала задумываться над вопросом: а не есть ли я сама в коем-то роде Обломов?

Не ждёт ли меня такой конец, не проживу ли я бесславно свою жизнь? Ведь и в наши дни ведут жалкое существование тысячи обломовцев, поэтому не стоит забывать такое слово, как «;обломовщина»;, иначе она может настигнуть и нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>