Характеристика цикла — Горький — сочинение по творчеству М. Горького

Сборник «;По Руси»; создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов «;По Руси»; явился своеобразным «;включением»; Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской среде на тему, что такое русский национальный характер, каково его содержание. Горький выделяет в нем типические черты: активность, волевое, деятельное, творческое начало, способное преобразовать жизнь. Именно в этих качествах русского человека увидел Горький главное.

Его прежде всего интересовали социальные мотивы раскрытия русского характера. Он считал, что русского человека из состояния инертности и пассивности могут вывести лишь идеи социализма, социалистическое восприятие жизни. Мысли о России и о русском народе автор выражает устами героев рассказов и «;проходящего»;, от имени которого ведется повествование.

Перед нами скромные труженики, простые люди, чья деятельность украшает жизнь на земле. Цикл «;По Руси»; открывает рассказ «;Рождение человека»;, придающий оптимистическое звучание всему сборнику. В цикле «;По Руси»; рассказывается о неудавшихся жизнях многих русских людей, искалеченных российской действительностью: в рассказах «;Чубин»;, «;Нилушка»;, «;Кладбище»;, «;На пароходе»;, «;Женщина»;, «;В ущелье»;, «;Калинин»;, «;Вечер у Панашкина»;, «;Светло-серое с голубым»;, «;Тимка»;, «;Страсти-мордасти»;.

Поднять человека-труженика до жизни, которой он достоин, — вот одна из основных мыслей рассказа «;Нилушка»; и всего сборника. Контраст между калечащей человека действительностью и мечтой о жизни очень сильно выражен в рассказе «;Кладбище»;. Тут поднимается важная проблема о деянии «;маленького»; человека и ценностей, им создаваемых. Отвратительная фигура мещанина Ираклия Вырубова, огромного, разжиревшего, с жадным ртом и лживыми глазами, вырисовывается как воплощение тупости и бессмысленности мещанского существования. Идея деяний народа здесь противопоставлена мещанскому паразитизму, воплощенному в фигуре Вырубова.

В рассказе «;Женщина»; мы видим группу кочующих людей, пришедших из Средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц. Каждый из героев ищет в жизни счастья. Судьба их случайно свела на кубанской земле и так же внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем — на этом контрасте построен цикл «;По Руси»;. Вот каковы люди, а вот какими они могли бы стать — таковы рассказы «;Вечер у Ша-мова»;, «;Вечер у Панашникова»;, «;Вечер у Сукомя-тина»;.

Эти рассказы — бытие провинциальной интеллигенции, купечества и городских «;низов»; — слобожан. Пожалуй, ни в одном из рассказов Горького не сильны так контрасты прекрасного и уродливого, как в рассказе «;Страсти-мордасти»;. Горький не побоялся поставить рядом самое безобразное и самое прекрасное и показать, что душа способна жить под густыми пластами грязи. В I части описывается дикое и непристойное, а во II части — прекрасное и человеческое. В сборнике «;По Руси»; Горький находит всюду творцов прекрасного и доброго, собирает по крупинке подлинно человеческие чувства.

Счастье человека, заблудившегося на просторах России, и наступившее разочарование, а чаще трагический поворот, происшедший в судьбе героя, — сюжет многих рассказов сборника «;По Руси»;. Эстетическая основа всех этих рассказов — уродливое настоящее и мечта о прекрасном. Эта книга пленяет своим оптимизмом, хотя в ней так много рассказано о трагическом, горестном, мучительном.

Вместе с тем в книге Горького есть собирательный образ русского человека, покоряющего своей высокой духовной красотой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>