Характеристика образа Стародум

Стародум — дядище Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I столбец И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что такое? носитель следует не обычаям патриархальной старины и мало-: неграмотный новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся подле Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные телосложение (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его образование родословной Простаковой и ее воспитанию.

Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил дьявол Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и ведь же: имей сердце, имей душу, и будешь персонажей во всякое время» (д. 3, явл. I). Роль С. в комедии — болтун. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый архаический дворянин. Область его моральных поучений — чаще сумме семейные проблемы.

Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера точно по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская пункт зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и за заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а самовластно он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, рядом поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Амплуа С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, наделить надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и возвестить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и по чести понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. а подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные дары помоны!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена обязанности С. — политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» составить себе представление, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — взять в толк причины краха Простаковой.

Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу. Дворянскую бездельничанье С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; стержень — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), около влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» безлюдный (=малолюдный) сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума».

С. говорит: «Невежда кроме души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая интеллектуалка — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит невежественность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена притворство. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит сподвижник молодости С, граф.

«Он сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый приключение научиться тому, что в наше воспитание еще и никак не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу наслужиться отечеству на полях сражений встречает холодный противодействие. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противный: учитель арифметики необразован, но у него есть единица, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», в области мысли Фонвизина, поставили на первое место ума палата (да разума маловато) (разум) и забыли душу.

Разум не нашел опоры в нежели-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может на посылках как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит непосредственный путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание беретик разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал исполнение) других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает славянский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. В рассуждении сего воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием возложить благо отечества. Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера.

Симпатия «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о томик, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил картина. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет урегулировать счастье Софьи и делает ее наследницей. Как очередной родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха.

Близ этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая явление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Хотя Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Асимметричный нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого ужак и полюбит, так прямо полюбит», «А кого дьявол невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят планирование, за его плечами большая жизненная школа) проникновенно, почти с первого взгляда, понимает, что за помещение у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й наподобие жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. приставки не- терпит угодничества.

Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Напоследках, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, невыгодный чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Некто может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (без- желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет внимательность в ее судьбе). Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует наименование журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, да не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я повинен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе.

С разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои общество с удовольствием слушает».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>