Художественные произведения Стендаля — сочинение по творчеству Ф. Стендаля

Как уже отмечалось, Стендаль был активным участником романтического движения и борцом за создание «нового искусства» во Франции. Известный критик Ш. де Сент-Бев назвал его «гусаром романтизма», имея в виду то, что в тогдашней военной тактике гусарские полки были передовыми отрядами войска, которые завязывали бои. Сам художник, как и его младший друг и единомышленник П. Мериме, считал себя «настоящим романтиком». На это действительно были основания, ведь оба писатели придерживались в своем творчестве некоторых принципов романтизма. Убежденность Стендаля в том, что предметом искусства современности должны быть духовная и эмоциональная жизни человека, вписывается в общую стратегию романтизма, который сконцентрировал художественное внимание на внутреннем мире личности, открыл «субъективного человека» в его глубине, сложности и неоднозначности. Эти тенденции, присущи также творчеству Стендаля, наиболее полно и интенсивно воплотились в его вершинных романах «Красное и черное» и «Пармский монастырь». Другим принципиально важным аспектом эстетично-художественной программы писателя, который вводит ее в общее русло романтизма, есть предоставления преимущества выражению над изображением, которое в широком понимании означало отход от «подражательных» художественных систем предыдущих эпох. Знакомство Стендаля с романтизмом состоялось в первый итальянский период его жизни и творчества (1814-1821), когда он самоопределился как художник. В Италии писатель общается с молодыми итальянскими романтиками и сообщает друзьям, что «в Милане происходит отчаянная борьба между романтиками и классиками… Я — неистовый романтик, т. е. я за Шекспира и против Расина, за Байрона и против Буало». Следует указать, что итальянский романтизм оказался особенно близким Стендалю и оказал на его творчество значительное влияние. Возвратившись во Францию в 1821 г., Стендаль активно включается в литературную борьбу. В 1823 и 1825 гг. он выдает двумя брошюрами литературный манифест «Расин и Шекспир», в котором подвергает безоговорочной критике классицизм и выступает пылким поборником романтизма. Правда, в понятие «романтизм» Стендаль вкладывал содержание, которое в важных моментах не совпадало с общепринятым у французских романтиков. Писатель называл его, как это принято у итальянцев и англичан, «романтицизмом», чтобы отмежевать от консервативных мистических течений, распространенных в французском романтизме. Романтизм для Стендаля — это прежде всего искусство современности, которое выражает его содержание и дух, в то время, как классицизм — это искусство прошлого, «маркизов XVII ст. в расшитых камзолах». «Романтизм, — пишет он, — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут принести им наибольшее наслаждение. Классицизм, наоборот, предлагает им литературу, которая приносила наибольшее наслаждение их прадедам». Чтобы быть романтиком, твердил Стендаль, надо быть смелым, собственно, надо быть новатором, открывать новые пути в искусстве, уметь рисковать, изыскивать новые средства и формы высказывания — в отличие от осторожного классициста, который ни на шаг не отступает от незыблемых правил и авторитетных установок. Писатель решительно возражал существование неизменяемых для всех времен и народов идеалов и образцов искусства, т. е. его вневременных канонов, заявляя, что «существует столько идеалов прекрасного, сколько разных форм носа и разных характеров». Отвергая классические каноны, Стендаль вместе с тем признавал существования «железных законов» реальности и необходимость их познания художником. Он провозглашал: «Необходимо, чтобы воображение усвоило железные законы реального мира и, соответственно, корректировалась ими». Это выводило его за границы романтизма, для которого воображение было и средством познания мира, и художественной реализацией этого познания. Стендаль считал, что воображение должно опираться на постижение законов реальности, на наблюдение и анализ, обнаруживал интерес и к «научным методам», в частности физиологии и психологии, а это уже те черты и тенденции, которыми характеризовался реализм, который развивался в первой половине XIX ст. В отличие от романтиков, писатели-реалисты (отнюдь не возражая роли и значения воображения в творческом процессе) избрали путь наблюдения и изучения жизненной конкретики. Конечно, существовали объективные предпосылки и импульсы, которые направляли Стендаля на путь к реали

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>